Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гурьевой Т.И. о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Набережные Челны Республики Татарстан от 8 августа 2014 г. N 24 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Вахитовскому одномандатному избирательному округу N 21 Гурьевой Татьяны Ивановны, выдвинутой ТАТАРСТАНСКИМ РЕСПУБЛИКАНСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ по апелляционной жалобе Гурьевой Т.И. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2014 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения представителя территориальной избирательной комиссии Центрального района г. Набережные Челны Республики Татарстан Насибуллина А.Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 9 июня 2014 г. N 3597-IV ГС на 14 сентября 2014 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва.
На территориальную избирательную комиссию Центрального района города Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ТИК) возложены полномочия окружной избирательной комиссии Вахитовского одномандатного избирательного округа N 21 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 28 апреля 2014 г. N 24/265.
Решением ТИК от 8 августа 2014 г. N 24 Гурьевой Т.И., выдвинутой избирательным объединением ТАТАРСТАНСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Вахитовскому одномандатному избирательному округу N 21.
Гурьева Т.И. обратилась в Верховный Суд Республики Татарстан о признании незаконным и отмене вышеприведённого решения, ссылаясь на допущенные ТИК нарушения избирательного законодательства при проведении отбора подписей для проверки и проведении проверки подписей избирателей.
По мнению заявителя, избирательной комиссией нарушены сроки предоставления ей копии итогового протокола проверки подписных листов, содержание итогового протокола не соответствует законодательству, в нём не указаны конкретные недостоверные (недействительные) подписи и основания признания их таковыми, подсчёт недостоверных (недействительных) подписей произведён неправильно, а также при принятии решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты нарушен принцип равенства прав кандидатов.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2014 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гурьевой Т.И. ставится вопрос об отмене судебного постановления, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы ТИК и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Гурьева Т.И. и её представители не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что согласно части 1 статьи 260.1 названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда первой инстанции законным.
В силу положений пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же законом, иным законом.
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата предусмотрено пунктом 6.1 части 6 статьи 47 Избирательного кодекса Республики Татарстан (далее - Избирательный кодекс).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В соответствии со статьёй 46 Избирательного кодекса, если для регистрации кандидата требуется представить более 200 подписей избирателей, проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей в порядке, установленном частями 11, 21 и 22 названной статьи (часть 10); для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата; подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия); процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией (часть 11); при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица; о соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей (часть 12); если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 10 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей в порядке, установленном этой статьёй (часть 21).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, указав, что при проведении проверки подписей избирателей выявлено более 10 процентов недостоверных (недействительных) подписей в поддержку кандидата в депутаты Гурьевой Т.И. от общего количества проверенных подписей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 июля 2014 г. в 16 часов 42 минуты Гурьевой Т.И. в ТИК сданы подписные листы пронумерованные, сброшюрованные в виде 12 папок, содержащие 1802 подписи избирателей.
На 1 августа 2014 г. рабочей группой по проверке подписных листов, созданной решением территориальной избирательной комиссии от 25 июня 2014 г. N 6, было запланировано проведение выборки подписей избирателей, однако ввиду неявки Гурьевой Т.И. на заседание рабочей группы проведение выборки отложено на 4 августа 2014 г., о чём кандидат была извещена надлежащим образом.
4 августа 2014 г. в 10 часов 00 минут рабочей группой по проверке подписных листов методом случайной выборки в соответствии с процедурой проведения случайной выборки подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, представленных для регистрации кандидата на выборах депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва, утверждённой решением ТИК от 23 июля 2014 г. N 14/1 (далее - Процедура выборки), отобраны подписные листы с подписями избирателей: папка N 10, листы с 1 по 60 (165 подписей), папка N 6, листы с 1 по 60 (154 подписи), папка N 11, листы с 1 по 60 (155 подписей), папка N 9, листы с 1 по 25 (63 подписи) - всего 537 подписей.
При первичной проверке подписей избирателей рабочей группой признаны недостоверными (недействительными) 86 подписей, что составило более 10% от общего количества отобранных для проверки подписей; данное обстоятельство послужило основанием для проведения дополнительной проверки подписных листов в соответствии с частью 21 статьи 46 Избирательного кодекса.
4 августа 2014 г. рабочей группой по проверке подписных листов методом случайной выборки дополнительно отобраны подписные листы с подписями избирателей: папка N 2, листы с 1 по 60 (151 подпись), папка N 4, листы с 1 по 47 (118 подписей) - всего 269 подписей.
В ходе дополнительной проверки подписей избирателей рабочей группой по проверке подписных листов признаны недостоверными (недействительными) 41 подпись, что составило более 10% от общего количества отобранных для проверки подписей, после чего все отобранные при первичной и дополнительной проверках 806 подписей избирателей были направлены в органы миграционной службы и полиции по г. Набережные Челны для проведения проверки действительности и достоверности представленных подписей избирателей.
На основании результатов первичной и дополнительной проверок с учётом сведений, представленных Экспертно-криминалистическим центром МВД по Республике Татарстан и отделом УФМС России по Республике Татарстан в г. Набережные Челны, рабочей группой по проверке подписных листов ТИК 5 августа 2014 г. составлены ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол, согласно которым из 806 отобранных для проверки подписей избирателей признаны недостоверными (недействительными) 313 подписей избирателей, что составило 39 процентов от общего количества проверенных подписей.
С целью проверки доводов Гурьевой Т.И. судом первой инстанции произведено непосредственное исследование подлинников подписных листов избирателей в совокупности со сведениями, представленными органами миграционной службы и полиции, и самостоятельный пересчёт количества недействительных подписей в соответствии с Методическими рекомендациями по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждёнными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 128/986-6, и из числа признанных ТИК недостоверных (недействительных) подписей избирателей исключено 79 подписей. Однако общее количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей, представленных кандидатом Гурьевой Т.И., составило более 10 процентов от количества представленных для проверки подписей избирателей, что в силу положений подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата.
То обстоятельство, что выборка подписей избирателей в поддержку кандидата Гурьевой Т.И. произведена ТИК не сразу после выдачи кандидату документа, подтверждающего приём подписных листов, не свидетельствует о нарушении процедуры выборки и нарушении прав заявителя, поскольку, как установлено судом первой инстанции, Гурьева Т.И. надлежащим образом была извещена о времени и месте производства выборки (4 августа 2014 г. в 10 часов 00 минут), однако в территориальную избирательную комиссию не явилась, распорядившись предоставленными ей избирательными правами по своему усмотрению. Сама выборка произведена в полном соответствии с Процедурой выборки и положениями статьи 46 Избирательного кодекса.
В итоговом протоколе проверки подписных листов от 5 августа 2014 г. указано процентное соотношение недостоверных (недействительных) подписей, представленных в поддержку выдвижения кандидата Гурьевой Т.И., от общего количества проверенных подписей избирателей (39%), в ведомости проверки подписных листов, являющейся неотъемлемым приложением к итоговому протоколу, указаны папки, листы и строки расположения недостоверных (недействительных) подписей и конкретные основания признания их таковыми. Нарушение сроков извещения Гурьевой Т.И. о необходимости получить копию итогового протокола проверки подписных листов от 5 августа 2014 г. не установлено.
При таком положении Судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Все доводы апелляционной жалобы следует признать несостоятельными, так как они являлись предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой, несогласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу решения суда первой инстанции.
Поводов для иной правовой оценки и отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы Судебная коллегия не имеет.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гурьевой Т.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-18
Текст определения официально опубликован не был