Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи К.В. Арановского, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Тюменской областной Думы, установил:
1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Тюменская областная Дума просит проверить конституционность постановления Совета Министров СССР от 19 июля 1974 года N 581-196 "О льготах работникам предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР", регулирующего вопросы исчисления пенсии за выслугу лет перечисленным в нем категориям работников.
Направление данного запроса в Конституционный Суд Российской Федерации обусловлено обращением в Тюменскую областную Думу гражданина Б.В. Селькова, которому, как следует из представленных материалов, на основании этого постановления как лицу, удостоенному звания "Заслуженный пилот СССР", 5 ноября 1990 года была назначена и до 1 января 1992 года выплачивалась пенсия за выслугу лет в максимальном размере. После вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" был произведен перерасчет выплачиваемой ему пенсии в соответствии с новым правовым регулированием.
Суды общей юрисдикции, куда Б.В. Сельков обратился в 2010 году, отказали в удовлетворении его требований о признании прекращения выплаты пенсии за выслугу лет в максимальном размере незаконным и о взыскании невыплаченных сумм. Суд кассационный инстанции, анализируя довод кассационной жалобы о необходимости применения при рассмотрении исковых требований постановления Совета Министров СССР от 19 июля 1974 года N 581-196, пришел к выводу, что это постановление не предусматривало надбавок за звание, а устанавливало максимальный размер пенсии.
Б.В. Сельков обращался в различные инстанции по поводу возможности выплаты лицам, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР", трудовой пенсии в повышенном размере. Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2012 года ему было разъяснено, что в связи с принятием Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" размер пенсионного обеспечения граждан регулируется законодательными актами Российской Федерации и что законных оснований для применения норм Союза ССР при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения, в том числе работников летного состава, не имеется.
По мнению Тюменской областной Думы, постановление Совета Министров СССР от 19 июля 1974 года N 581-196, как предусматривающее дополнительные гарантии в сфере пенсионного обеспечения работников предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации СССР и Министерства авиационной промышленности СССР, имеющих почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР", подлежит, вопреки официальной позиции Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, действию в силу пункта 2 раздела второго Конституции Российской Федерации до его отмены в установленном порядке; лишение граждан, имеющих указанные почетные звания, установленных льгот в области пенсионного обеспечения ухудшает их положение и несовместимо с требованиями статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (часть 1), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данного запроса к рассмотрению.
Согласно статье 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти либо отдельных его положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их, как не соответствующие Конституции Российской Федерации.
Между тем представленными Тюменской областной Думой материалами не подтверждается, что имеется какое-либо официальное решение государственного органа или должностного лица об отказе применять и исполнять постановление Совета Министров СССР от 19 июля 1974 года N 581-196, как не соответствующее Конституции Российской Федерации.
Само по себе неприменение в рамках нового правового регулирования указанного постановления при перерасчете трудовых пенсий не может свидетельствовать о том, что кем-либо, в частности Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации или Пенсионным фондом Российской Федерации, ставится под сомнение его конституционность. Приложенное же к запросу письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в адрес Б.В. Селькова не может считаться официальным решением федерального органа государственной власти, а само Министерство - органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан.
Разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации не ограничивают полномочия субъектов Российской Федерации по принятию в пределах собственных средств решений, направленных на установление дополнительных социальных гарантий лицам, удостоенным почетных званий "Заслуженный летчик СССР" и "Заслуженный штурман СССР".
Что касается вопроса о законности соответствующих правоприменительных решений, то его разрешение, как и проверка фактически оспариваемых Тюменской областной Думой разъяснений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с точки зрения их соответствия действующему законодательству, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Тюменской областной Думы, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 1823-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Тюменской областной Думы о проверке конституционности постановления Совета Министров СССР "О льготах работникам предприятий, учреждений и организаций Министерства гражданской авиации и Министерства авиационной промышленности, имеющим почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР"
Текст Определения официально опубликован не был