Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 1822-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзацев первого и второго пункта 3, пунктов 4, 5, 8, 9, 10 и 12 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалась конституционность отдельных положений НК РФ. Речь идет о правилах определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

По мнению заявителя, в этих нормах отсутствует формальная определенность. А истолкование, которое им придают налоговые органы и суды, влечет их произвольное применение.

Конституционный Суд РФ отказал заявителю, разъяснив при этом следующее.

Налоговые органы в определенных законом случаях могут проверять правильность применения цен по сделкам. Это принудительная мера, позволяющая обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов при существенном занижении или завышении налогоплательщиком цены на товар, приводящих к уменьшению уплачиваемых в бюджет налогов.

Стороны, связывая друг друга условиями договора, в частности, касающимися цены сделки, не создают каких бы то ни было обязательств для третьих лиц. Условие договора о цене тем более не является обязательным для государства и его казны, особенно когда оно приводит к неправомерному занижению налоговой базы, а взимаемый налог теряет в связи с этим справедливое экономическое обоснование.

При разрешении вопроса об обоснованности установления налоговым органом рыночной цены суд не связан правилами, обязательными для налоговых органов. Это обеспечивает возможность дополнительного судебного контроля за законностью и обоснованностью действий налогового органа.

Корректировка цены сделки для целей налогообложения должна осуществляться налоговыми органами с использованием только тех сведений, средств доказывания, методов и последовательности их применения, которые прямо предусмотрены налоговым законом. А также с учетом открытого перечня юридически значимых факторов и обстоятельств обоснованного отклонения от рыночных цен.

Суды же вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки. Это позволяет налогоплательщику оспаривать решения и действия налогового органа, повлекшие доначисление налогов, используя любые доказательства правомерности своих действий.

Один из судей Конституционного Суда РФ изложил особое мнение по рассматриваемому вопросу. Он подчеркнул, что условные методы расчета рыночной цены могут применяться лишь в случае, если имеются перечисленные в законе поводы и налоговый орган законно опровергнет презумпцию добросовестности налогоплательщиков и правомерности цены сделки.


Определение Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 1822-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзацев первого и второго пункта 3, пунктов 4, 5, 8, 9, 10 и 12 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации"



Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)