Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2014 г. N 52-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Петрова В.И. на решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 сентября 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Алтай от 7 августа 2014 г. N 103/555 "О регистрации Бердникова А.В. кандидатом на должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Петрова В.И. - Осипова О.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 11 июня 2014 г. N 36-37 выборы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай назначены на 14 сентября 2014 года.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Алтай от 7 августа 2014 г. N 103/554 Петров В.И., выдвинутый избирательным объединением Всероссийская политическая партия "Гражданская сила", зарегистрирован кандидатом на должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Алтай от 7 августа 2014 г. N 103/555 Бердников А.В., выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирован кандидатом на должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.
Петров В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Республики Алтай от 7 августа 2014 года о регистрации Бердникова А.В., ссылаясь на то, что в нарушение пункта 18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в ряде листов поддержки кандидата Бердникова А.В. отсутствуют наименования муниципальных образований, где осуществляют свои полномочия депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, в связи с чем из 87 подписей, содержащихся в листах поддержки указанного кандидата, достоверными можно признать лишь 27, что является недостаточным для его регистрации. Кроме того, в некоторых листах поддержки кандидата Бердникова А.В. имеются приписки, неоговоренные нотариусом и иные недостатки, из-за которых их также можно признать недостоверными по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 28 Закона Республики Алтай от 25 июня 2012 г. N 35-P3 "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай".
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 2 сентября 2014 года заявление Петрова В.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Петров В.И. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно статье 26 Закона Республики Алтай от 25 июня 2012 г. N 35-РЗ "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай" в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Алтай. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Республики Алтай (часть 1).
Частью 2 указанной статьи Закона установлено, что в числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городского округа и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай. Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований в Республике Алтай должно составлять 7 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городского округа в Республике Алтай.
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городского округа в Республике Алтай и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городского округа в Республике Алтай не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городского округа, находящихся на территории Республики Алтай (часть 5 названной статьи Закона).
Постановлением Избирательной комиссии Республики Алтай от 12 июня 2014 г. N 86/416 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай должно быть собрано 83 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Алтай; в числе собранных подписей должно быть 16 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городского округа и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городского округа Республики Алтай (пункты 1 и 2).
Пунктом 5 Постановления определено, что кандидат на должность Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городского округа и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городского округа не менее чем в 9 муниципальных районах и городском округе, находящихся на территории Республики Алтай.
Проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом для регистрации, и соответствующие им сведения, содержащиеся в листах поддержки кандидата (часть 5 статьи 28 Закона Республики Алтай от 25 июня 2012 г. N 35-P3 "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай").
В силу положений подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Приведенной норме корреспондируют предписания пункта 6 части 2 статьи 29 Закона Республики Алтай от 25 июня 2012 г. N 35-P3 "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Бердниковым А.В. в Избирательную комиссию Республики Алтай представлены документы, необходимые для его выдвижения и регистрации кандидатом, в том числе 87 листов поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований в Республике Алтай.
3 августа 2014 года рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, осуществлена проверка всех 87 листов поддержки представленных кандидатом Бердниковым А.В., по результатам которой установлено количество достоверных подписей - 87, в том числе достоверных подписей депутатов и глав муниципальных районов Республики Алтай и г. Горно-Алтайска, собранных на территории 10 муниципальных районов и г. Горно-Алтайска - 18.
Разрешая дело, суд, проанализировав приведенные нормы избирательного законодательства и установив, что Бердников А.В. представил в Избирательную комиссию Республики Алтай листы с подписями в поддержку кандидата в количестве, необходимом для его регистрации, пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления Избирательной комиссии Алтайского края.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона Республики Алтай от 25 июня 2012 г. N 35-P3 "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай" подпись, проставленная в листе поддержки кандидата, признается недостоверной в случае:
если она собрана с нарушением частей 10 и 11 статьи 26 данного Закона, и этот недостаток не восполнен в порядке части 6 данной статьи (пункт 2);
если какое-либо из указанных в листе поддержки кандидата сведений о кандидате, депутате представительного органа муниципального образования или избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования в Республике Алтай, подписавших лист поддержки кандидата, не соответствует действительности, и этот недостаток не восполнен в порядке части 6 данной статьи (пункт 4);
если сведения о кандидате или о депутате представительного органа муниципального образования, или об избранном на муниципальных выборах главе муниципального образования в Республике Алтай либо дата и (или) время проставления подписи содержат исправления, и этот недостаток не восполнен в порядке части 6 данной статьи, согласно которой в случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, Избирательная комиссия Республики Алтай проводит опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение (пункт 5).
При рассмотрении настоящего дела установлено, что в листе поддержки депутатом сельского Совета депутатов Черноануйского сельского поселения Усть-Канского района Республики Алтай Могулчиной Л.C. стоит её собственноручная подпись, что удостоверено нотариусом 16 июля 2014 года.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что внесение Могулчиной Л.C. даты проставления подписи в названном листе кандидата Бердникова А.В. - 16 июля 2016 года вместо 16 июля 2014 года является технической опиской. Доказательств того, что указанная подпись поставлена в листе поддержки кандидата после удостоверительной надписи нотариуса, суду не представлено, в связи с чем оснований для признания её недостоверной не имелось.
Судом проверялись и не нашли своего подтверждения утверждения заявителя о том, что в листах поддержки, содержащих подписи депутатов Гурского Н.Н., Ленской М.И., Торосяна Л.O., имеются зачеркивания, а также о том, что в ряде листов поддержки имеются приписки.
Судебная коллегия находит верным суждение суда о том, что ошибки, допущенные при указании сведений о себе депутатами представительных органов муниципальных образований Акуловым Д.Б., Джумажановым О.Т., Дранишниковым Е.Г., Ожоговым А.И., Егарминым И.А. и Техтиековой В.В. вследствие небрежности, неразборчивости и особенности их почерка, не могут быть расценены как сообщение сведений, не соответствующих действительности, и являться основанием для признания листа поддержки недостоверным.
При рассмотрении дела судом также установлено, что данные о депутатах и главах муниципальных образований, содержащиеся в листах поддержки, позволяют с достоверностью идентифицировать этих лиц, в связи с чем ссылки о недостоверности подписей, содержащихся в листах поддержки, в которых неверно указано наименование муниципального образования или наименования представительного органа или должности, а также о том, что листы поддержки оформлены не по форме, установленной законом, правомерно признаны судом ошибочными. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведёнными об этом в решении суда мотивами.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Алтай от 2 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петрова В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2014 г. N 52-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был