Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. N 4-АПГ14-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению избирательного объединения "Щёлковское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" об отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 22 августа 2014 г. N 186/2676-5 "О жалобе уполномоченного представителя избирательного объединения "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" по апелляционной жалобе избирательного объединения "Щёлковское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на решение Московского областного суда от 3 сентября 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей избирательного объединения "Щёлковское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по доверенности Андриянова С.Н. и Матвеева А.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Избирательной комиссии Московской области по доверенности Горячих А.А., Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по доверенности Воронина Д.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
на 14 сентября 2014 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области.
11 августа 2014 г. территориальной избирательной комиссией Щёлковского района принято решение N 199/5 об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Щёлковского муниципального района, выдвинутого избирательным объединением "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" по мотиву выявления более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, представленных для регистрации списка кандидатов.
Решением избирательной комиссии Московской области от 22 августа 2014 г. N 186/2676-5 "О жалобе уполномоченного представителя избирательного объединения "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" указанное решение территориальной избирательной комиссии отменено, список кандидатов в депутаты Совета депутатов Щёлковского муниципального района, выдвинутый избирательным объединением "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" зарегистрирован. Основанием для принятия такого решения послужило невручение уполномоченному представителю избирательного объединения в установленный законом срок копии итогового протокола, заверенной копии ведомости проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Избирательное объединение "Щёлковское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" обратилось в суд с заявлением об отмене названного решения Избирательной комиссии Московской области, ссылаясь на то, что недостаточное количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов избирательного объединения, относится к неустранимым нарушениям избирательного законодательства и является безусловным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. При таком положении, по мнению заявителя, невручение уполномоченному представителю избирательного объединения в установленный законом срок итогового протокола и других документов правового значения не имеет, а потому Избирательная комиссия Московской области не вправе была отменять решение территориальной избирательной комиссии.
Московским областным судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе избирательным объединением "Щёлковское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ставится вопрос об исключении из мотивировочной части решения суда вывода о полномочии Избирательной комиссии Московской области, как вышестоящей избирательной комиссии по отношению к территориальной избирательной комиссии Щёлковского района, отменить решение нижестоящей избирательной комиссии.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и о законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель избирательного объединения "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 данного Кодекса неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определённое действие).
Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом избирательная комиссия, рассматривающая жалобу, обязана принять решение, предусмотренное пунктом 6 названной статьи (пункт 7 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пунктам 22 и 23 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, раскрывающей основные термины и понятия, под вышестоящей избирательной комиссией понимается определённая в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов, а под нижестоящей избирательной комиссией - определённая в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение выборов.
Подпунктами "а" и "к" пункта 10 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ к полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отнесено осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений.
В соответствии с частью 1 статьи 11 закона Московской области от 4 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" подготовку и проведение муниципальных выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан осуществляют Избирательная комиссия Московской области, избирательные комиссии, организующие выборы (избирательные комиссии муниципальных образований, а в случае возложения соответствующих полномочий - территориальные избирательные комиссии), окружные избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.
В соответствии с пунктами "а" и "к" статьи 10 закона Московской области от 15 апреля 2003 г. N 31/2003-ОЗ "Об Избирательной комиссии Московской области" при подготовке и проведении выборов депутатов местного самоуправления Избирательная комиссия Московской области контролирует соблюдение избирательных прав, рассматривает обращения на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и даёт по ним письменные ответы.
Из материалов дела следует, что подготовка и проведение выборов депутатов Совета депутатов Щёлковского муниципального района Московской области осуществляется территориальной избирательной комиссией Щёлковского района. Окружная избирательная комиссия для проведения и подготовки этих муниципальных выборов не формировалась.
Суд первой инстанции, проанализировав в системном единстве приведённые правовые предписания федерального и регионального законодательства, пришёл к правильному заключению о том, что вышестоящей избирательной комиссией для территориальной избирательной комиссии Щелковского района является Избирательная комиссия Московской области, а потому, принимая оспариваемое решение, Избирательная комиссия Московской области действовала в пределах предоставленных ей полномочий.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, которые суд правильно истолковал и применил, и Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права и выводы суда не опровергают.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 193, 198, 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Московского областного суда от 3 сентября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения Щелковское районное отделение МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. N 4-АПГ14-19
Текст определения официально опубликован не был