Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. N 92-АПГ14-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
на решение Верховного суда Республики Тыва от 21 августа 2014 года, которым удовлетворено заявление Сата М.-Д.Х.
о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва от 6 августа 2014 года N 1/18/3 об отказе в регистрации Сата М.-Д.Х. кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Дзун-Хемчикскому одномандатному избирательному округу N 9, выдвинутого избирательным объединением "Тувинское региональное отделение политической партии "Патриоты России".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна Рязанова А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года N 2622 BX-I на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 года N 77/389-6 полномочия окружных избирательных комиссий возложены на территориальные избирательные комиссии, в том числе на территориальную избирательную комиссию Дзун-Хемчикского кожууна - полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Дзун-Хемчикскому одномандатному избирательному округу N 9.
Решением данной избирательной комиссии от 6 августа 2014 года N 1/18/3 (ошибочно указанным в резолютивной части решения суда как N 1/13/3) отказано в регистрации Сата Мижут-Доржу Херел-ооловича кандидатом в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва по Дзун-Хемчикскому одномандатному избирательному округу N 9 в связи с несоблюдением кандидатом требований Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 г. N 1031 ВХ-I "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва".
Сат М.-Д.Х. обратился в суд с заявлением об отмене указанного решения, ссылаясь на то, что количество представленных им достоверных и действительных подписей избирателей достаточно для его регистрации кандидатом, что требования избирательной комиссии о нотариальном удостоверении списка сборщиков подписей не основаны на законе.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 21 августа 2014 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе территориальная избирательная комиссия Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены в апелляционном порядке не находит.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 названного Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 указанной статьи.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании положений пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 2 июня 2014 г. N 76/387-6 необходимое для регистрации количество подписей избирателей по Дзун-Хемчикскому одномандатному избирательному округу N 9 установлено в 377 подписей.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 г. N 1031 ВХ-I "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов.
Частью 5 статьи 41 названого Закона Республики Тыва предусмотрено, что проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением Избирательной комиссии Республики Тыва. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Решением Избирательной комиссии Республики Тыва от 11 июня 2014 г. N 77-1-6 утверждена Инструкция о порядке приема и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка в депутаты Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, пункт 3.5 которого предусматривает, что проверке подлежат все представленные подписи избирателей.
Как следует из материалов дела, все 427 подписей избирателей, представленные в избирательную комиссию Сатом М.-Д.Х., были подвергнуты проверке.
Согласно заключению рабочей группы (л.д. 6), итоговому протоколу (л.д. 8) не соответствующими действительности (на основании справки ФМС России) признаны сведения о 58 избирателях, что составило от общего числа проверенных подписей 14 процентов, 369 подписей признаны достоверными и действительными.
Проверяя доводы заявителя, суд исследовал письменные доказательства, сравнил сведения об избирателях, указанные в подписных листах, с представленными копиями паспортов избирателей. С учетом мнения представителя избирательной комиссии, не оспаривавшего факт совпадения таких сведений по отдельным избирателям, суд признал, что по 19 подписям информация об избирателях, указанная в их паспортах, совпадает со сведениями, внесенными в подписные листы, то есть данные 19 подписей также являются действительными и достоверными.
При этом суд правомерно отметил, что избирательная комиссия данными о недействительности сведений в иных адресах избирателей на дату принятия оспариваемого решения не располагала.
Таким образом, установив, что Сат М.-Д.Х. представил достоверные подписи избирателей (более 377) в количестве, достаточном для его регистрации в качестве кандидата, суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого заявителем решения избирательной комиссии.
Предложение избирательной комиссии исследовать иные обстоятельства отказа в регистрации кандидата, которые не были положены в основу принятого ею решения, нарушает установленный статьёй 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, а потому не могут быть приняты во внимание.
Прочие доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 21 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. N 92-АПГ14-17
Текст определения официально опубликован не был