Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2014 г. N 83-АПГ14-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кустарева Д.A. o признании недействующим приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 5 декабря 2013 г. N 41/2-нвк "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, применяемых для расчёта размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта для потребителей Брянской области" по апелляционной жалобе Управления государственного регулирования тарифов Брянской области на решение Брянского областного суда от 7 мая 2014 г., которым заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей Управления государственного регулирования тарифов Брянской области Ерохина М.А. и Гущанской И.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 5 декабря 2013 года N 41/2-нвк "О нормативах потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению, применяемых для расчета размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учёта для потребителей Брянской области" (далее - Приказ), опубликованным декабре 2013 года в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 35, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, применяемых для расчёта размера при отсутствии приборов учёта, для потребителей Брянской области.
Кустарев Д.А. обратился в суд с заявлением о признании не действующим с момента принятия обжалуемого Приказа об утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, считает их не соответствующими требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306.
По мнению заявителя, в нарушение пункта 11 Правил в оспариваемом региональном нормативном правовом акте нормативы потребления коммунальных услуг дифференцированы в зависимости от расположения многоквартирных домов по муниципальным образованиям, а также в нарушение пункта 4 Правил при установлении нормативов не учитывались конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного или жилого дома.
Решением Брянского областного суда от 7 мая 2014 г. заявленные требования удовлетворены частично: признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия приложение 1 к Приказу "Нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, применяемых для расчёта размера при отсутствии приборов учёта, для потребителей Брянской области" для общежитий (душевые на этажах, раковины в умывальниках на общих кухнях: водопровод, душ, санузел, центральная канализация) при наличии централизованных систем холодного и горячего водоснабжения: по холодному водоснабжению - 2,56 куб.м., горячему водоснабжению - 1,63 куб.м, канализации - 4,19 куб.м. (III группа, позиция 12). В остальной части заявление Кустарева Д.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Кустарев Д.А. не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" Правила изложены в новой редакции, которая действует с 1 июля 2012 г.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 258 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Управление государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - Управление) в соответствии с Положением о нём, утверждённым указом Губернатора Брянской области от 28 января 2013 г. N 45, является органом исполнительной государственной власти Брянской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, к полномочиям которого отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
С учётом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый Приказ принят Управлением в пределах его полномочий.
В соответствии с пунктом 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода.
Согласно пункту 21 Правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объёма (количества) потребления коммунальных услуг приборами учёта, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учёта в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенную в пунктах 32-42 Правил.
Описание последовательности и формулы расчёта при определении объёма выборки, необходимой для применения метода аналогов, приведены в приложении к Правилам (формулы 1-4).
Пунктом 36 Правил установлено, что после формирования объёма выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учёта.
На основании измерений объёма (количества) потребления коммунальных ресурсов приборами учёта определяется месячная (среднемесячная) величина потребления коммунальных ресурсов по выбранным группам многоквартирных домов или жилых домов (пункт 41 Правил).
Расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил).
Суд первой инстанции, проанализировав приведённые правовые предписания, сделал правомерное заключение о том, что оспариваемым Приказом утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учёта в жилых помещениях расчётным методом без учёта требований пунктов 19-22, 32-42 Правил.
Разрешая заявление, суд оценил доказательства, представленные в подтверждение невозможности применения при установлении норматива потребления коммунальной услуги метода аналогов, и правильно констатировал, что Управлением не представлено доказательств проведения мероприятий по определению объёма представительности выборки, а также по проведению измерений и снятию показаний приборов учёта.
Неполучение Управлением необходимой информации на запросы, как справедливо отметил суд первой инстанции, не свидетельствует о невозможности применения метода аналогов при определении нормативов потребления коммунальных услуг.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с заключением суда о том, что Управлением не представлено доказательств определения количества процедур пользования одним водозаборным устройством, перечень которых установлен Правилами, на основании экспертных оценок и статистических данных (пункты 23 и 24 приложения к Правилам).
Поскольку суд первой инстанции установил противоречия оспариваемых правовых предписаний законодательству, имеющему большую юридическую силу, решение суда о признании недействующими со дня принятия Приказа в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и водоотведению (канализации) в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, применяемых для расчёта размера при отсутствии приборов учёта, установленных приложением 1 к Приказу для потребителей Брянской области, в части установления нормативов потребления коммунальных услуг для общежитий (душевые на этажах, раковины в умывальниках на общих кухнях: водопровод, душ, санузел, центральная канализация) при наличии централизованных систем холодного и горячего водоснабжения: по холодному водоснабжению - 2,56 куб.м., горячему водоснабжению - 1,63 куб.м, канализации - 4,19 куб.м. (III группа, позиция 12), является законным.
При этом суд обоснованно учёл, что в остальной части оспариваемый Приказ прав заявителя, проживающего в жилом помещении, расположенном в доме, являющемся по конструктивным особенностям общежитием секционного типа и оснащённом централизованной системой отопления, холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, электроснабжением, газоснабжением, не нарушает.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, они аналогичны позиции Управления государственного регулирования тарифов Брянской области в суде первой инстанции, которая в обжалуемом решении правильно признана несостоятельной, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Брянского областного суда от 7 мая 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного регулирования тарифов Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 2014 г. N 83-АПГ14-7
Текст определения официально опубликован не был