Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 4-АПГ14-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Избирательной комиссии Московской области на решение Московского областного суда от 8 сентября 2014 года, которым удовлетворено заявление Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области об отмене решений Избирательной комиссии Московской области от 26 августа 2014 г. N 186/2688-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района" и от 29 августа 2014 г. N 188/2697-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района по подготовке и проведению выборов Главы сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей Избирательной комиссии Московской области Селекзянова О.Е. и Бакулиной Г.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинского муниципального района Московской области Емельянова А.А. и Антроповой Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области от 23 июня 2014 г. N 207/41 выборы главы муниципального образования сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области и депутатов Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области были назначены на 14 сентября 2014 года.
Решением Избирательной комиссии Московской области от 26 августа 2014 г. N 186/2688-5 полномочия избирательной комиссии сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района возложены на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района.
29 августа 2014 г. Избирательной комиссией Московской области принято решение N 188/2697-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Лотошинского района по подготовке и проведению выборов Главы сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района, назначенных на 14 сентября 2014 года".
Избирательная комиссия муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области обратилась в суд с заявлением об отмене решений Избирательной комиссии Московской области от 26 августа 2014 г. N 186/2688-5 и от 29 августа 2014 г. N 188/2697-5, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, поскольку в нарушение требований пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" они приняты в отсутствие обращения Совета депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области, а также без указания оснований для принятия данных решений.
Решением Московского областного суда от 8 сентября 2014 года заявление Избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области удовлетворено, решения Избирательной комиссии Московской области от 26 августа 2014 г. N 186/2688-5 и от 29 августа 2014 г. N 188/2697-5 признаны незаконными и отменены.
В апелляционной жалобе Избирательной комиссии Московской области ставится вопрос об отмене решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьей 20 которого определены система и статус избирательных комиссий.
Так, в силу пункта 1 названной статьи в Российской Федерации действуют, в том числе:
- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
- участковые комиссии.
Согласно пункту 8 этой же статьи компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливаются указанным Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 24 названного Федерального закона установлено, что избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.
В Московской области гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов определяются Законом Московской области от 4 июня 2013 г. N46/2013-03 "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно части 1 статьи 6 названного Закона выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования.
Частью 1 статьи 11 данного Закона Московской области предписано, что подготовку и проведение выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан осуществляют:
Избирательная комиссия Московской области;
избирательные комиссии, организующие выборы (избирательные комиссии муниципальных образований, а в случае возложения соответствующих полномочий - территориальные избирательные комиссии); окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Московской области, принятому на основании обращения Совета депутатов этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию или на участковую избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае, если на территории муниципального образования отсутствует Совет депутатов муниципального образования, полномочия избирательной комиссии муниципального образования возлагаются на территориальную избирательную комиссию решением Избирательной комиссии Московской области, принятым на основании обращения главы муниципального образования (часть 3 статьи 12 указанного Закона Московской области).
Избирательная комиссия муниципального образования формируется Советом депутатов соответствующего муниципального образования (часть 6 статьи 12 Законом Московской области от 4 июня 2013 г. N 46/2013-03).
Как следует из материалов дела, 25 июля 2014 года Советом депутатов сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области принято решение обратиться в Совет депутатов Лотошинского муниципального района Московской области с просьбой возложить на избирательную комиссию муниципального образования полномочия по проведению 14 сентября 2014 года выборов главы и депутатов на территории сельского поселения Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области.
Решением Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 25 июля 2014 г. N 595/63 указанное обращение было рассмотрено и удовлетворено.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что в сельском поселении Ошейкинское Лотошинского муниципального района имеется действующий представительный орган данного муниципального образования - Совет депутатов сельского поселения Ошейкинское, однако оспариваемые решения приняты Избирательной комиссией Московской области в отсутствие обращения данного представительного органа муниципального образования.
Таким образом, суд, проанализировав приведенные нормы избирательного законодательства и установив, что оспариваемые акты приняты с нарушением требований пункта 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пришел к правильному выводу об их незаконности и отмене.
Доводы апелляционной жалобы Избирательной комиссии Московской области о наличии обращения в комиссию и.о. главы сельского поселения Ошейкинское, которое послужило поводом для принятия оспариваемых решений, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на законе и противоречат материалам дела, из которых следует, что 22 августа 2014 года и.о. главы сельского поселения Ошейкинское обратился в Избирательную комиссию Московской области с заявлением подтвердить полномочия избирательной комиссии муниципального образования Лотошинский муниципальный район Московской области по проведению выборов 14 сентября 2014 года на территории своего муниципального образования.
28 августа 2014 года данное обращение было отозвано. Заявлений о возложении полномочий по проведению выборов на территориальную избирательную комиссию от и.о. главы сельского поселения Ошейкинское в Избирательную комиссию Московской области не поступало.
Кроме того, в силу вышеназванных норм избирательного законодательства, при наличии в муниципальном образовании действующего представительного органа обращения главы муниципального образования по вопросу возложения полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную избирательную комиссию правового значения не имеют.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 8 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Избирательной комиссии Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 4-АПГ14-20
Текст определения официально опубликован не был