Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 21 января 2014 г. N 205-АПГ13-8С
(извлечение)
Северо-Кавказский окружной военный суд 5 сентября 2013 г. удовлетворил заявление сотрудника управления ФСБ России по Краснодарскому краю П. в части признания незаконным приказа Директора ФСБ России от 3 июня 2013 г. об увольнении заявителя с военной службы по подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих") и приказа начальника Управления ФСБ России по Краснодарскому краю об исключении из списков личного состава Управления.
В апелляционной жалобе представитель Директора ФСБ России, утверждая о законности и соблюдении сроков привлечения П. к ответственности в связи с нарушением им запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением им военной службы, просил решение суда в этой части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Военная коллегия Верховного Суда РФ 21 января 2014 г. удовлетворила апелляционную жалобу по следующим основаниям.
Согласно ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе телефонного разговора со своим знакомым П. высказал мнение о проводимых сотрудниками ФСБ России на территории коммерческого предприятия оперативно-розыскных мероприятиях в отношении этого лица, обещал оказать ему содействие в выяснении личности сотрудников службы, а также ставил под сомнение законность их действий и рекомендовал в целях воспрепятствования прослушиванию телефонных переговоров сменить номер телефона.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем были допущены нарушения установленных ст. 27.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением им военной службы.
Вместе с тем суд признал, что командованием нарушен установленный п. 4 ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" месячный срок наложения на заявителя взыскания в виде увольнения с военной службы и ему не вручен под расписку в течение пяти дней со дня его издания соответствующий акт о применении взыскания, как это установлено п. 6 ст. 51.1 названного Закона.
В связи с этим суд пришел к выводу о незаконности изданного приказа.
Военная коллегия Верховного Суда РФ признала, что такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права.
В суде, в частности, было установлено, что все документы, связанные с проведенной проверкой по факту совершения П. коррупционного правонарушения, после составления 10 мая 2013 г. представления к досрочному увольнению заявителя были направлены Директору ФСБ России как должностному лицу, имеющему право применять указанное взыскание, для принятия соответствующего решения в пределах предоставленных ему полномочий.
По смыслу п. 4 ст. 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" взыскание, предусмотренное подп. "е.1" п. 2 ст. 51 данного Федерального закона, применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Поскольку информация о совершенном П. правонарушении стала известна Директору ФСБ России не ранее 15 мая 2013 г., то его решение, оформленное приказом от 3 июня 2013 г., принято в пределах установленного законом месячного срока.
Что касается несоставления отдельного акта о применении к заявителю взыскания, то это обстоятельство также не свидетельствует о нарушении установленного порядка увольнения П. с военной службы, поскольку необходимость составления такого акта обусловлена последующей реализацией военнослужащим права на оспаривание своего увольнения и иных правовых последствий не влечет.
Взыскание в виде увольнения по подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона применено к заявителю посредством издания Директором ФСБ России оспариваемого приказа с указанием в нем коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых нарушены П., а также мотивов его увольнения. Заявитель был ознакомлен с данным приказом и реализовал свое право на его оспаривание в суде.
Следовательно, в рассматриваемом случае составление дополнительного документа не требовалось, поскольку не порождало для заявителя каких-либо правовых последствий.
На основании изложенного, Военная коллегия Верховного Суда РФ решение Северо-Кавказского окружного военного суда от 5 сентября 2013 г. в части удовлетворения требований П. отменила и приняла в этой части новое решение, которым признала законными приказ Директора ФСБ России от 3 июня 2013 г. об увольнении П. с военной службы по подп. "е.1" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и приказ начальника Управления ФСБ России по Краснодарскому краю об исключении из списков личного состава Управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 21 января 2014 г. N 205-АПГ13-8С (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, октябрь 2014 г., N 10