Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Межрегиональной общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" (далее - Заявитель) на действия Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реализации проектной и рабочей документации по объекту "Тушение пожара в устье уклона N 5 бывшей шахты им. Володарского" ОАО "Кизелуголь" (шахта им. В.И. Ленина) (номер извещения 0173100008314000122) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно выбравшего способ определения подрядчика путем проведения Конкурса.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.09.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 833 960 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 29.09.2014.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства от 31.10.2013 N 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены работы строительные (код 45 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), за исключением, в том числе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в группировку "Работы строительные", в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 рублей.
Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии представлены документы и сведения, подтверждающие, что работы по реализации проектной и рабочей документации по объекту "Тушение пожара в устье уклона N 5 бывшей шахты им. Володарского" ОАО "Кизелуголь" (шахта им. В.И. Ленина) относятся к работам, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных и технически сложных объектов.
Следовательно, Заказчиком правомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения открытого конкурса.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения Конкурса, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 1.2.2 информационной карты Конкурной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки". В отношении критерия "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели:
N п/п |
Наименование показателей |
Значимость показателей |
3.1. |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг оценивается по квалификации в соответствии с базовым (дополнительным) образованием (диплом) и стажу работы.* |
10 |
3.2. |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема оценивается по объему выполненных работ собственными силами в ценах на дату исполнения обязательств за последние 5 лет.** |
70 |
3.3. |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг оценивается по виду имеющегося оборудования, его модели, возрасту, состоянию, количеству и собственнику.*** |
10 |
3.4. |
Деловая репутация участника закупки оценивается по копиям отзывов на выполненные им работы аналогичные по характеру предмету конкурса |
10 |
Совокупная значимость всех показателей |
100 |
_____________________________
* - будут учитываться дипломы о высшем образовании и стаж работы по специальности, связанной с предметом закупки не менее 5 лет по каждому работнику.
** - будет учитываться перечисленное участником количество успешно выполненных работ, аналогичных предмету конкурса со стоимостью не менее 50% от начальной максимальной цены контракта.
*** - будут учитываться каждая единица технологического оборудования, необходимого для выполнения работ по предмету конкурса, наличие собственного или арендованного оборудования, которая будет учитывать как единица.
Для оценки заявок (предложений) используется итоговый рейтинг по каждой заявке (предложению). Итоговый рейтинг заявок (предложений) рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому установленному критерию оценки заявок (предложений), с учётом коэффициента значимости, т.е. умножаемых на коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100".
При этом, Заказчиком в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения ранее выполненных работ к аналогичным предмету Конкурса, а также показатели, определяющие какое именно оборудование и в каком количестве подлежит оценке в рамках показателя N 3.3 критерия "Квалификация участников закупки". Также, Заказчиком в Конкурсной документации не указано какое именно образование и стаж работы по специальности связан с предметом закупки и подлежит оценке по показателю N 3.1 критерия "Квалификация участников закупки".
В пункте 1.2.2 информационной карты Конкурной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
N п/п |
Показатели нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Количество баллов |
1. |
Показатель качество работ оценивается по применяемой методологии выполнения работ, технологии и последовательности выполнения работ по каждому этапу и применяемой системе обеспечения качества. |
0 - 100 |
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Межрегиональной общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное отечество" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 18.09.2014 по делу N К-1367/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2014 г. N К-1367/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был