Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Юкос" (далее - Заявитель) на действия Министерства регионального развития Российской Федерации (далее -Заказчик) при проведении ЗАО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию инженерных систем Министерства регионального развития Российской Федерации (номер извещения 0173100004614001199) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в неправомерном установлении в документации об Аукционе требований к характеристикам товаров, использующихся при выполнении работ, а именно:
1. В пункте 4 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Amax";
- в пункте 4 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Коэффициент мощности балласта";
- в пункте 22 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "pH краски";
- в пункте 22 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Морозостойкость краски";
- в пункте 19 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Химический состав стали Ст3пс";
- в пункте 20 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Химический состав стали Ст3сп".
2. В пункте 9 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Умывальники керамические полукруглые";
- в пункте 12 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Разбавление грунтовки";
- в пункте 19 Приложения N 1 ненадлежащим образом установлен параметр "Предельные отклонения по наружному диаметру".
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 25.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 15.09.2014;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 29 550 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнении работ указаны в Приложении N 1 к части III Техническая часть "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" (далее - Приложение N 1) документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, использующимся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика, а именно:
1. В пункте 4 Приложения N 1 Заказчиком установлено требование "Amax: Должно составлять значение менее 1199,3 но более 1195,5". При этом, согласно ГОСТ 6825-91, значение Amax не может быть одновременно менее 1199,3 но более 1195,5 мм.
В пункте 4 Приложения N 1 Заказчиком установлено требование "Коэффициент мощности балласта: Должен составлять 0,9< но >0,11".
Представитель Заказчика пояснил, что должно было быть установлено значение "0,9< но <0,11".
В пункте 22 Приложения N 1 Заказчиком установлено требование "pH краски: Должен составлять значение >10,6 но <6,7".
При этом, согласно ГОСТ 28196-89, pH краски не может быть одновременно более 10,6 но менее 6,7.
В пункте 22 Приложения N 1 "Морозостойкость краски: Должна составлять не менее" Заказчиком не установлено значение параметра.
В пункте 19 Приложения N 1 "Трубы стальные электроварные прямошовные" Заказчиком установлено требование "Химический состав стали Ст3пс: массовая доля элементов углерода - должна быть >0,05 но <0,28; массовая доля элементов кремния - должна быть >0,25 но <0,71; массовая доля элементов марганца - должна быть >0,01 но <0,38".
При этом, согласно ГОСТ 380-2005, массовая доля углерода 0,14-0,22; марганца 0,40-0,65; кремния 0,05-0,15.
В пункте 20 Приложения N 1 "Фланцы плоские стальные приварные с соединительным выступом" Заказчиком установлено требование "Химический состав стали Ст3сп: массовая доля элементов углерода - должна быть >0,13 но <0,23; массовая доля элементов кремния - должна быть >0,39 но <0,66; массовая доля элементов марганца - должна быть >0,14 но <0,31".
При этом, согласно ГОСТ 380-2005, массовая доля углерода 0,14-0,22; марганца 0,40-0,65; кремния 0,15-0,30.
Таким образом, требуемые Заказчиком значения противоречат друг другу.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в документации об Аукционе присутствуют технические ошибки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не установлены требования к характеристикам товаров, использующихся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика.
Нарушения Заказчиком положений Закона контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к характеристикам товаров, использующихся при выполнении работ, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на процедуру определения поставщика, потому что Заказчик, Аукционная комиссия не отклоняли заявки участников Аукциона по этим основаниям.
2. В пункте 9 Приложения N 1 "Умывальники керамические полукруглые" Заказчиком установлено требование "Длина умывальника: 400-700; ширина умывальника 300-700; глубина умывальника 135-170".
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик требует указать значение, которое не может являться достоверным, так как "все массогабаритные показатели являются конкретными значениями".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с инструкцией по заполнению Приложения N 1 "если требования к свойствам материала разделены знаком "-" (тире) или "..." (троеточие), необходимо указать конкретные показатели из данного интервала (включая крайние значения).
В пункте 12 Приложения N 1 "Грунтовка глифталевая" Заказчиком установлено требование "Разбавление грунтовки: перед применением грунтовку разбавляют до рабочей вязкости сольвентом с уайт-спиритом по ГОСТ 3134-78 в соотношении по массе 1:1, ксилолом с уайт-спиритом по ГОСТ 3134-78 в соотношении по массе 1:1".
Согласно доводу жалобы Заявителя, "Заказчиком не приводится каких-либо пояснений о том, нужно ли в дальнейшем заполнять одну из перечисленных характеристик".
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с инструкцией по заполнению Приложения N 1 "если требования к свойствам материала разделены знаком "," (запятая) или союзом "или", необходимо указать один показатель из данного перечисления".
В пункте 19 Приложения N 1 "Трубы стальные электроварные прямошовные" Заказчиком установлено требование "Предельные отклонения по наружному диаметру: должны быть менее плюс 1,273 мм и менее минус 1,273 мм". При этом, согласно ГОСТ 3265-75 значение труб повышенной точности нормировано как +/- 0,4%.
Согласно доводу жалобы Заявителя, значение требуемое Заказчиком значительно превышает значения указанные в ГОСТ 3265-75.
Как пояснил представитель Заказчика, ГОСТ 3265-75 содержит показатели с единицей измерения в процентах. Заказчиком в документации об Аукционе указано "менее плюс 1,273 мм и менее минус 1,273 мм" посредством перевода показателей в процентах в показатели в миллиметрах.
Таким образом вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Юкос" обоснованной в части установления ненадлежащим образом требований к характеристикам товаров, использующимся при выполнении работ, связанных с определением соответствия товаров потребностям Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на процедуру определения поставщика, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 15.09.2014 N К-1354/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2014 г. N К-1354/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был