Постановление Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 16-АД14-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Греку М. В. и дополнение к ней на постановление мирового судьи судебного участка N 124 Волгоградской области от 3 марта 2014 г., решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 1 апреля 2014 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 29 мая 2014 г., вынесенные в отношении Греку М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 124 Волгоградской области от 3 марта 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 1 апреля 2014 г. и постановлением заместителя председателя Волгоградского областного суда от 29 мая 2014 г., Греку М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Греку М.В. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Греку М.В., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Греку М.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось то обстоятельство, что он 30 декабря 2013 г. в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации не выполнил законное требование инспектора ДПС о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
С таким решением мирового судьи и вышестоящих судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В силу части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов.
Из материалов дела следует, что достаточным основанием полагать, что Греку М.В. находился в состоянии опьянения, явилось наличие у него признаков опьянения.
В связи с чем Греку М.В. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с пунктом 16 указанных Правил определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" утверждена Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (приложение N 3) (далее - Инструкция).
В силу пункта 13 Инструкции в случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в Журнале делается запись "от освидетельствования отказался". В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования, освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в Журнале указывается "от освидетельствования отказался".
Согласно материалам дела законное требование инспектора ДПС о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения Греку М.В. не выполнил в медицинском учреждении, отказавшись от сдачи биологического объекта (мочи). Данный отказ зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование и в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, содержание материалов дела позволяет сделать вывод о том, что медицинским работником не были соблюдены требования, предусмотренные Инструкцией.
Пунктом 11 Инструкции установлено, что при освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.
Однако исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь при освидетельствовании Греку М.В. медицинским работником не проводилось. Это усматривается из объяснений Греку М.В. (л.д. 12-14, 43), протокола служебного расследования по пациенту Греку М.В. в ГБУЗ "Городищенская ЦРБ" от 12 февраля 2014 г. (л.д. 19), показаний врача психиатра-нарколога Р. и инспектора ДПС к в судебном заседании (л.д. 46-47). Согласно данным доказательствам после исследования клинических признаков опьянения Греку М.В. было предложено сдать биологический объект на анализ.
Между тем в соответствии с пунктом 12 Инструкции проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение, отбирается при наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Таким образом, порядок проведения медицинского освидетельствования в отношении Греку М.В. был нарушен, действия медицинского работника по отбору пробы биологического объекта без исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь не соответствуют положениям Инструкции.
В соответствии с требованиями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол о направлении на медицинское освидетельствование, в котором врачом зафиксирован отказ Греку М.В. от прохождения данной процедуры не может быть использован в качестве доказательства по настоящему делу об административном правонарушении, так как получен с нарушением закона.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 124 Волгоградской области от 3 марта 2014 г., решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 1 апреля 2014 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 29 мая 2014 г., вынесенные в отношении Греку М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Греку М.В. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу Греку М.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 124 Волгоградской области от 3 марта 2014 г., решение судьи Городищенского районного суда Волгоградской области от 1 апреля 2014 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 29 мая 2014 г., вынесенные в отношении Греку М.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Водитель был привлечен к административной ответственности за невыполнение законного требования инспектора ДПС пройти медосвидетельствование на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ). Наказание за такое правонарушение - штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Между тем судья Верховного Суда РФ решил, что в данном случае порядок проведения медосвидетельствования был нарушен. Ввиду этого он прекратил производство по делу.
Медосвидетельствование водителя на состояние опьянения проводится в соответствии с инструкцией, утвержденной приказом Минздрава России. В силу нее при освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь.
Однако исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь при освидетельствовании водителя, привлеченного к ответственности, медработником не проводилось. После исследования клинических признаков опьянения ему было предложено сдать биологический объект на анализ. От чего водитель отказался.
Согласно же инструкции проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (кроме алкоголя), вызвавших опьянение, отбирается при наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе.
Таким образом, действия медработника по отбору пробы биологического объекта без исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь не соответствуют положениям инструкции.
Протокол о направлении на медосвидетельствование, в котором врачом зафиксирован отказ лица от прохождения данной процедуры, не может быть использован в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, так как получен с нарушением закона.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 16-АД14-7
Текст постановления официально опубликован не был