Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.А. Олейникова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Олейников оспаривает конституционность статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 года N 86-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Указанная редакция названной нормы, утратившая силу с 1 января 2012 года, устанавливала размеры страховых сумм, выплачивавшихся при наступлении страховых случаев, а также правила определения размеров страховых сумм исходя из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.
При этом действующая с 1 января 2012 года редакция статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ предусматривает выплату страховых сумм лицам, подлежащим обязательному государственному страхованию данного вида, в твердом размере.
Как следует из представленных материалов, А.А. Олейников, проходивший военную службу по призыву, в январе 2002 года был уволен из Вооруженных Сил Российской Федерации досрочно в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе. В апреле 2002 года заявителю была установлена инвалидность III группы вследствие военной травмы, в связи с чем в августе 2013 года ему была выплачена страховая сумма в размере, определенном оспариваемой нормой с учетом окладов месячного денежного содержания соответствующей категории военнослужащих по состоянию на 1 апреля 2011 года (т.е. на момент последнего повышения указанных выплат до реформирования системы денежного довольствия военнослужащих на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и изменения правил установления страховых сумм).
После этого А.А. Олейников обращался в суд с требованием о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации недополученного страхового обеспечения, которое, по его мнению, должно было исчисляться с учетом законодательных изменений, вступивших в силу с 1 января 2012 года.
По мнению заявителя, оспариваемая норма не соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 7, 19, 39, 45, 46 и 55, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, позволяет необоснованно отказывать гражданам, проходившим военную службу и не получившим своевременно страховое обеспечение по страховым случаям, наступившим до 1 января 2012 года, в выплате страховых сумм в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2012 года, чем ставит их в неравное положение с теми военнослужащими, которым в настоящее время выплачивается страховое обеспечение в связи со страховыми случаями, имевшими место после вступления в силу новой редакции оспариваемой нормы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия, что предусмотрено пунктом 4 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Как следует из представленных А.А. Олейниковым документов, статья 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 года N 86-ФЗ была применена в его деле судами общей юрисдикции после того, как она утратила силу в связи с введением нового правового регулирования.
Оспаривая конституционность указанного законоположения, заявитель фактически настаивает на применении статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в его деле в редакции, вступившей в силу с 1 января 2012 года, по существу, ставя перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о придании обратной силы действующему в настоящее время правовому регулированию и выражая свое несогласие с принятыми по его делу правоприменительными решениями, в том числе постановлениями судов общей юрисдикции.
Однако законодатель, действуя в рамках своей дискреции, предусмотрел, что правовое регулирование, установленное Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, на основании которого страховые суммы, подлежащие выплате лицам, застрахованным по обязательному государственному страхованию военнослужащих, были установлены в твердом размере, применяется с 1 января 2012 года, что соответствует общему принципу действия закона на будущее время и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав застрахованных лиц.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Олейникова Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2000-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Олейникова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
Текст Определения официально опубликован не был