Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ЗАО "Управляющая компания "Траст-Лайт" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением арбитражного суда были удовлетворены исковые требования организации, осуществлявшей доверительное управление закрытым паевым инвестиционным рентным фондом, в состав имущества которого входит земельный участок, связанные с определением кадастровой стоимости данного участка, равной его рыночной стоимости, в том числе требования об исключении из государственного кадастра недвижимости записи о прежней кадастровой стоимости, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, с момента ее внесения и об установлении с этого же момента кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости. Постановлением суда апелляционной инстанции из резолютивной части этого решения было исключено указание на момент внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Как указал суд апелляционной инстанции, рыночная стоимость земельного участка, определенная на дату проведения государственной кадастровой оценки земель, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости с момента вступления судебного акта в законную силу.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Управляющая компания "Траст-Лайт", осуществляющая в настоящее время доверительное управление этим же фондом, оспаривает конституционность пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, а также следующих норм Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ):
статьи 24.19, закреплявшей право заинтересованных лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, если они расходятся с рыночной стоимостью данного объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость;
статьи 24.20, устанавливавшей порядок внесения сведений о результатах определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и закреплявшей, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Указанные законоположения воспроизведены по существу в статьях 24.18 и 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в ныне действующей редакции.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 1, 7, 8, 19 (части 1 и 2), 34, 35, 46 (части 1 и 2), 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку запрещают применять рыночную стоимость объектов недвижимости, установленную в суде в качестве кадастровой, с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прежней кадастровой стоимости, которая, будучи оспоренной в суде, является незаконной. Как утверждает заявитель, подобный запрет - с учетом значения сведений государственного кадастра недвижимости в сфере налоговых отношений - влечет нарушение его прав как налогоплательщика.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал, что взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, однако такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Также в данном Определении с учетом положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отмечено, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, осуществленной в соответствии с требованиями законодательства и при соблюдении прав владельца земельного участка.
Это, однако, не исключает возможности совершенствования законодательного регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Именно в этих целях Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, им предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20).
Таким образом, оспариваемые заявителем законоположения, призванные обеспечить расчет кадастровой стоимости земли и других объектов недвижимости исходя из их рыночной стоимости, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Траст Лайт", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2131-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Траст Лайт" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 24.19 и 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)