В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления МУП "Водоканал" (регистрационный N ФСТ-2410-31 от 03.02.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Департаментом по тарифам Новосибирской области, рассмотрев представленные со стороны МУП "Водоканал" и Департамента по тарифам Новосибирской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 19.02.2013 г. N 317-В "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку сточных вод, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, осуществляющих на территории города Искитима Новосибирской области деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения", установлено следующее.
Здесь и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "от 19.02.2013 г." имеется в виду "от 9.12.2013 г."
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора МУП "Водоканал" заявляет требование к Департаменту по тарифам Новосибирской области признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год расходы по следующим статьям затрат: "Расходы на оплату труда" - 37 732,30 тыс. руб., "Охрана труда" - 162,00 тыс. руб. "Ремонтные работы" - 16 191,50 тыс. руб., "Расходы на списание безнадежной дебиторской задолженности" - 6 005,00 тыс. руб., "Недополученный доход за 2012 год" - 29 260,20 тыс. руб.
Общая сумма расходов, которые МУП "Водоканал" требует признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год, составляет 48 811,22 тыс. руб.
Проведенный анализ представленных со стороны Департамента по тарифам Новосибирской области в адрес ФСТ России письмом исх. N 182/33 от 17.02.2014 г., вх. N 4-1435 от 25.02.2014 г. экспертных заключений по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год для МУП "Водоканал" в разрезе оспариваемых в досудебном порядке статей расходов установил следующее.
Согласно информации, приведенной Департаментом по тарифам Новосибирской области в строке (разделе) N 4 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и в строке (разделе) N 4 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоотведения, регулирующим органом был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляться региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
В соответствии с п. 52 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В соответствии с п. 34 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47 (далее - Методические указания) и действовавших на момент установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" на 2014 год, для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями.
Анализ, приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области в строках (разделах) N 10.4, 10.15, 10.18 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и в строках (разделах) N 10.3, 10.13 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоотведения, содержит информацию о том, что расходы на оплату труда в разрезе категорий персонала МУП "Водоканал": основной производственный, цеховой и общеэксплуатационный, были определены (рассчитаны) регулирующим органом путем индексации фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний расчетный период регулирования (2012 год) на фактический и плановый индекс потребительских цен за 2013 г. и на 2014 г. соответственно.
Таким образом, Департаментом по тарифам Новосибирской области в процессе определения (расчета) расходов по данной статье затрат не учитывались положения п. 52 Основ ценообразования, предусматривающие необходимость произведения соответствующих расчетов с учетом федерального и (или) регионального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях.
Помимо этого, указанные разделы экспертных заключений не содержат ссылок на представленные со стороны МУП "Водоканал" обосновывающие материалы, на основании которых Департаментом по тарифам Новосибирской области должны были производиться прямым счетом соответствующие расчеты экономически обоснованных расходов на оплату труда на 2014 год, а примененное им в расчетах значение индекса потребительских цен на 2014 год в размере 104,8% является некорректным (в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, корректное плановое значение индекса потребительских цен на 2014 год составило 105,9%).
На основании изложенного, произведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области анализ экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" по статье "Расходы на оплату труда" не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
ФСТ России указывает, что суммарный расчет расходов на оплату труда (в разрезе категорий персонала), выполненный в соответствии с положениями федерального отраслевого тарифного соглашения (с применением предложенных МУП "Водоканал" расчетных показателей, которые были частично скорректированы), превышает значение, заявленное регулируемой организацией на тарифное регулирование 2014 года и на досудебное рассмотрение спора.
С учетом признания экономически обоснованного размера расходов по статье "Расходы на оплату труда" МУП "Водоканал" на 2014 год по тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения в размере, превышающем учтенный Департаментом по тарифам Новосибирской области, требует корректировки и пропорциональный объем экономически обоснованных средств, подлежащих учету в тарифах 2014 г. на отчисления на социальные нужды, в размере ставки 30,2% от объема фонда оплаты труда (размер страховых взносов составил соответственно: в ПФР - 22%, ФСС - 2,9%, ФОМС - 5,1%, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 0,2%).
Помимо этого, в соответствии с пп. 38, 40 Основ ценообразования в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Согласно п. 51 Основ ценообразования, при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Анализ, приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области в строке (разделе) N 10.8 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и в строке (разделе) N 10.7 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоотведения, содержит информацию о том, что расходы на ремонты были также определены (рассчитаны) регулирующим органом также путем индексации фактического объема, сложившегося за последний расчетный период регулирования (2012 год) на индексы-дефляторы.
Указанные разделы экспертных заключений не содержат ссылок на представленные со стороны МУП "Водоканал" обосновывающие материалы, на основании которых Департаментом по тарифам Новосибирской области должны были производиться прямым счетом соответствующие расчеты экономически обоснованных расходов на ремонты на 2014 год, таким образом, Департаментом по тарифам Новосибирской области при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт на 2014 год в нарушение п. 51 Основ ценообразования не производился анализ расчетных цен и экономически (технически, технологически) обоснованных объемов ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации исходя из представленных обосновывающих материалов.
На основании изложенного, произведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области анализ экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" по статье "Расходы на ремонты" также не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
ФСТ России считает целесообразным предписать Департаменту по тарифам Новосибирской области произвести перерасчет экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" по статье "Расходы на ремонты" на 2014 год прямым счетом с учетом анализа представленных со стороны регулируемой организации обосновывающих материалов, а также самостоятельно определить перечень недостающей документации, необходимой для проведения комплексного анализа по данной статье затрат, запросить данную информацию и по факту ее получения определить корректный экономически обоснованный объем расходов, подлежащий учету при установлении цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" на 2014 год.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России пришло к выводу о том, что Департаментом по тарифам Новосибирской области были одновременно нарушены положения пп. а), д) п. 26 Правил регулирования тарифов, пп. 51, 52 Основ ценообразования, а также п. 34 Методических указаний.
В отношении иных заявленных МУП "Водоканал" на досудебное рассмотрение спора статей расходов ФСТ России не усматривает в действиях Департамента по тарифам Новосибирской области нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в процессе их расчета и учета в установленных тарифах по причине непредставления со стороны регулируемой организации в адрес Департамента по тарифам Новосибирской области на момент установления тарифов на 2014 год экономического обоснования как в части заявляемых объемов, так и цен, а также незаявлением части оспариваемых статей расходов в составе тарифной заявки, представленной в адрес Департамента по тарифам Новосибирской области на 2014 год, в связи с чем полагает данные требования МУП "Водоканал" необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 10 октября 2014 г. N СЗ-181) приказываю:
1. Частично удовлетворить требования МУП "Водоканал", изложенные в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Департаментом по тарифам Новосибирской области.
2. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в установлении приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 19.02.2013 г. N 317-В для МУП "Водоканал" на 2014 год тарифов, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
б) произвести перерасчет экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" по статьям "Расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды", "Расходы на ремонты" на 2014 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Департамента по тарифам Новосибирской области с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации, и в случае выявления по результатам проведенного анализа, предписанного настоящим пунктом неучтенных экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал", учесть их в установленном порядке при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для регулируемой организации на 2015 год, обеспечив введение в действие экономически обоснованных ставок тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 января 2015 года.
в) при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" на 2015 год провести анализ фактических результатов финансово-экономической деятельности организации от оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения за 2012 г. (с учетом анализа обосновывающих материалов по заявленной на досудебное рассмотрение спора статье затрат "Недополученный доход за 2012 год" в порядке, предписанном в абзаце б) пункта 2 настоящего приказа) и в случае подтверждения понесенных экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал", не учтенных Департаментом по тарифам Новосибирской области в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для регулируемой организации на 2014 год, учесть их при установлении соответствующих тарифов на 2015 год, обеспечив введение в действие экономически обоснованных ставок тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 января 2015 года.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Отказать в остальной части заявленных МУП "Водоканал" в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.
5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений о приведении приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 19.02.2013 г. N 317-В в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а также экспертных заключений по делам об установлении для МУП "Водоканал" цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год;
- решений об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" на 2015 год;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим приказом;
- экспертных заключений по делам об установлении для МУП "Водоканал" цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год (с приложением сводных калькуляций затрат) с указанием в них результатов анализа и расчетов, проведение которых предписано настоящим приказом.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2014 г. N 1708-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении МУП "Водоканал" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Департаментом по тарифам Новосибирской области"
Текст приказа опубликован в "Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам" от 31 октября 2014 г. N 40