Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 31 декабря 2010 г. N АН1.02-4110
В соответствии с требованиями пункта 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, Федеральным агентством воздушного транспорта подготовлен приказ от 30.12.2010 N 592 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-24 RA-46524" и План мероприятий по результатам расследования катастрофы самолета Ан-24РВ RA-46524, происшедшей 02 августа 2010 г. в аэропорту Игарка (далее - План мероприятий).
С целью реализации разработанных профилактических мероприятий по результатам расследования катастрофы самолета Ан-24РВ RA-46524 поручаю:
1. Организовать доведение приказа Росавиации от 30.12.2010 N 592 и Плана мероприятий до всех подконтрольных организаций гражданской авиации.
2. Обеспечить личный контроль за полнотой и качеством выполнения Плана мероприятий и представлением в Управление инспекции по безопасности полетов Росавиации соответствующих отчетов, утвержденных руководителем территориального органа Росавиации.
|
А.В. Нерадько |
План
мероприятий по результатам расследования катастрофы самолета Ан-24РВ RA-46524, происшедшей 02 августа 2010 г. в аэропорту Игарка
(утв. Федеральным агентством воздушного транспорта)
1. Рекомендации комиссии по расследованию
п/п |
Содержание рекомендации комиссии по расследованию |
Принятое решение, этапы реализации мероприятий |
Ответственные исполнители, соисполнители |
Срок исполнения (документ, подтверждающий исполнение) |
Ответственный за контроль исполнения | ||||
1. |
Обстоятельства и причины катастрофы изучить на специальных разборах с руководящим, командно-лётным, инспекторским составом, членами летных экипажей, с персоналом органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) с участием специалистов метеослужбы. |
1. Руководителям организаций гражданской авиации организовать проведение разборов с изучением окончательного отчета по результатам расследований катастрофы, размещенного на сайте МАК по адресу http://www.mak.ru/russian/investigations/2010/report_ra-46524.pdf. При проведении разборов учесть рекомендации комиссии, указанные в пунктах 2, 3, и недостатки, указанные в пунктах 21, 22 и 35 настоящего Плана. |
Руководители организаций гражданской авиации |
Январь 2011 г. (Доклады о проведении разборов) |
Территориальные органы Росавиации (контроль) | ||||
2. Руководителям территориальных органов Росавиации по результатам выполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 1 (этап 1), 2, 3, 5 (этапы 1 и 2), 6, 9, 10 (этап 2), 11 (этап 2), 12, 15-19, 23, 34, 35 настоящего Плана, подготовить отчет (в части касающейся), утвержденный руководителем территориального органа, который направить в Управление инспекции по безопасности полетов. |
Территориальные органы Росавиации |
Февраль 2011 г. (отчет, утвержденный руководителем территориального органа Росавиации) |
||
УИБП (контроль) | ||||
2. |
На разборах обратить особое внимание членов летных экипажей на обязанность КВС прекратить снижение и выполнить прерванный заход на посадку (уход на второй круг) в случаях, оговоренных в п. 3.90. Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации", утверждённых Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128, а также на предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение установленных правил полетов. |
Учесть рекомендацию комиссии при проведении разборов в рамках реализации этапа 1 пункта 1 настоящего плана. |
Руководители авиакомпаний |
Январь 2011 г. (Доклады о проведении разборов) |
МТУ ВТ (контроль) | ||||
3. |
Потребовать от КВС пунктуального соблюдения требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа и незамедлительных действий при подходе к ВПР по принятию решения о выполнении посадки (ухода на второй круг). |
Учесть рекомендацию комиссии при проведении разборов в рамках реализации этапа 1 пункта 1 настоящего плана. |
Руководители авиакомпаний |
Январь 2011 г. (Доклады о проведении разборов) |
МТУ ВТ (контроль) | ||||
4. |
Провести анализ соблюдения в авиакомпаниях установленных требований при присвоении (подтверждении) КВС метеоминимума для посадки в части соответствия фактических значений параметров видимости и ВПР в реальном полёте (или имитированных на сертифицированном для этих целей тренажёре) значениям параметров присваиваемого (подтверждаемого) минимума. |
Включить в планы проверок подконтрольных эксплуатантов в первом полугодии 2011 года проведение специальных проверок соблюдения порядка присвоения и подтверждения минимума командирам ВС. Примечание: Мероприятие выполняется одновременно с пунктом 28 Плана. |
МТУ ВТ |
Июль 2011 г. (отчет о результатах проверок, утвержденный руководителем МТУ ВТ) |
УИБП (контроль) | ||||
5. |
В рамках системы управления безопасностью полётов авиакомпаний вменить в обязанность командно-лётному, инструкторскому и инспекторскому составу контроль за соответствием учитываемых для подтверждения минимума КВС при заходе на посадку в СМУ метеоусловий их фактическим значениям. |
1. Руководителям эксплуатантов провести анализ содержания своих руководств по управлению безопасностью полетов на предмет необходимости учета рекомендации комиссии по расследованию. 2. Направить обоснованную информацию о принятом решении в соответствующий территориальный орган Росавиации. |
Руководители авиакомпаний |
Январь 2011 г. (Доклады о выполнении анализов и принятом решении) |
МТУ ВТ (контроль) | ||||
6. |
Организовать проведение инструктажей и разборов в сменах службы движения в полном соответствии с "Типовой технологической картой РПР (РПА) проведения инструктажей и разборов", утвержденной МГА 20.01.87 г. |
В филиалы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" направлен окончательный отчет, при этом указано на необходимость: - провести изучение отчета со всеми персоналом по ОВД, ЭРТОС и организовать изучение специалистами, осуществляющими метеообеспечение полетов; - проанализировать имевшие место в филиалах и центрах ОВД нарушения и недостатки в организации ОВД и аналогичные недостатки из отчетов о расследованиях катастроф самолета Ан-24РВ в аэропорту Игарка 02.08.2010 и самолета Ту-134А RA-65021 в аэропорту Курумоч 17.03.2007, обратив особое внимание на организацию метеообеспечения полетов и взаимодействия органов ОВД и метеообеспечения; - провести необходимую профилактическую работу по исключению имеющихся недостатков и предупреждению их в дальнейшем. |
Филиалы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" |
Январь 2011 г. (Доклады о реализации мероприятий) |
МРУ по ОВД и АКПС (контроль) | ||||
7. |
Повторно рассмотреть вопрос о внесении изменений в п. 4.10.7 НМО ГА-95 в части, касающейся измерения высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости). Внести в Инструкции по метеорологическому обеспечению всех аэродромов РФ требование измерять высоту нижней границы облаков с помощью датчиков, устанавливаемых в районе БПРМ рабочих курсов посадки для включения в местную сводку погоды, как это рекомендовано документами ИКАО. |
В пункте 45 проекта Федеральных авиационных правил "Правила и условия предоставления метеорологической информации, а также обеспечения полетов воздушных судов метеорологической информацией" предусмотрены требования по измерению высоты облаков на БПРМ. Данный проект направлен в Минтранс России письмом Росавиации от 09.04.2010 N АВ 1.05-1158. |
||
8. |
Повторно рассмотреть вопрос о разработке и внедрении нового документа, регламентирующего метеорологическое обеспечение гражданской авиации, отвечающего требованиям ВМО/ИКАО, взамен действующего НМО ГА-95. |
Продолжить взаимодействие с Минтрансом России по согласованию и введению в действие нового документа, регламентирующего метеорологическое обеспечение гражданской авиации. |
УОИВП |
В соответствии с решениями Минтранса России |
9. |
Для объективного контроля за метеорологическими параметрами (видимость, направление и скорость ветра, высота нижней границы облаков, температура и влажность воздуха) на аэродроме Игарка установить автоматизированную метеорологическую информационно-измерительную систему (АМИИС). |
1. По информации Росгидромета (письмо от 21.10.2010 N МА-01/21-033), установка автоматизированной метеорологической информационно-измерительной системы АМИС-Ямал на аэродроме Игарка запланирована на ноябрь 2010 года. |
||
2. Во взаимодействии с АНО "Среднесибирское метеоагентство" проконтролировать реализацию мероприятия. |
МРУ по ОВД и АКПС в Сибирском ФО |
Январь 2011 г. (отчет, утвержденный руководителем МТУ по ОВД и АКПС) |
||
УОИВП (контроль) | ||||
10. |
Установить ночные ориентиры видимости на 400, 900 и 3000 метров, в соответствии с минимумами погоды на аэродроме Игарка. До установки нового оборудования и ориентиров видимости внести в ИПП на аэродроме Игарка эквивалентные ограничения по минимумам для взлетов и посадок ВС. |
1. По докладу ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" (филиал "Аэропорт "Игарка") на аэродроме произведена вырубка леса и восстановлен обзор в секторах наблюдения за заходами ВС на посадку, восстановлена видимость щитов-ориентиров, огней подхода и огней горизонта (письмо от 18.10.2010 N 01-2.2/185). |
||
2. Проконтролировать качество устранения недостатка. |
Красноярское МТУ ВТ, МРУ по ОВД и АКПС в Сибирском ФО |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
||
11. |
Обеспечить документирование (запись) канала вещания погоды на аэродроме Игарка на магнитофон "Гранит". |
1. По докладу филиала "Аэронавигация Центральной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (письмо от 02.11.2010 N 71), работа метеоканала на частоте 126,2 МГц "Игарка-метео" внесена в регламент и обеспечивается записью на магнитофон "Гранит". |
||
2. Проконтролировать качество устранения недостатка. |
МРУ по ОВД и АКПС в Сибирском ФО |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
||
12. |
При подготовке служб движения к ОЗП (ВЛП) обращать внимание специалистов служб на различие в терминах "контрольный замер погоды" и "внеочередное наблюдение за погодой по сигналу оповещения "Тревога" и различие в действиях специалистов метеорологических органов в этих случаях. |
Учесть рекомендацию комиссии при проведении разборов в рамках реализации этапа 1 пункта 1 настоящего плана. |
Филиалы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" |
Январь 2011 г. (Доклады о реализации мероприятия) |
МРУ по ОВД и АКПС (контроль) | ||||
13. |
Убрать подлесок в границах летного поля аэродрома Игарка и в сторону БПРМ, препятствующий обзору летного поля и ориентиров видимости с КДП и пункта метеонаблюдения за погодой. |
См. этапы 1 и 2 пункта 10 плана. |
||
14. |
В схему оповещения об авиационных происшествиях (инцидентах) расчетов АСК, руководства предприятия, взаимодействующих организаций на аэродроме Игарка внести оповещение метеослужбы при подаче сигнала "Тревога". |
В Схему оповещения об авиационных происшествиях (инциденте) расчетов АСК руководства предприятия, взаимодействующих организаций, включена необходимость информирования техника-синоптика (инженера (АМСГ). Схема согласована 20.10.2010 с начальником АМСГ Игарка. |
||
15. |
Смонтировать в помещении аварийно-спасательной станции СПАСОП филиала "Аэропорт Игарка" громкоговорящую связь оповещения "Горн-2" и звуковую сигнализацию тревоги. |
Обеспечить установку в помещении аварийно-спасательной станции СПАСОП филиала "Аэропорт Игарка" громкоговорящую связь оповещения "Горн-2" и звуковую сигнализацию тревоги. |
ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
Красноярское МТУ ВТ (контроль) | ||||
16. |
Закрепить за руководителем АСР аэропорта Игарка автомобиль повышенной проходимости. |
Пунктом 1 приказа ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" (филиал "Аэропорт Игарка") от 21.10.2010 N 515 за руководителем АСР службы ПАСОП закреплен автомобиль повышенной проходимости. |
ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
Красноярское МТУ ВТ (контроль) | ||||
17. |
Закрепить за СПАСОП аэропорта Игарка транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для проведения ПСР и доставки к месту авиапроисшествия НПСГ. |
Пунктом 2 приказа ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" (филиал "Аэропорт Игарка") от 21.10.2010 N 515 для проведения ПСР и доставки к месту авиационного происшествия НПСГ за службой ПАСОП закреплен автомобиль повышенной проходимости, оборудованный в соответствии с пунктом 13 приложения 13 к РПАСОП ГА-91. |
ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
Красноярское МТУ ВТ (контроль) | ||||
18. |
Обеспечить наличие в аэропорту Игарка санитарного автомобиля, оборудованного в соответствии с п. 11. прил. 13 РПАСОП ГА-91. |
Пунктом 3 приказа ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" (филиал "Аэропорт Игарка") от 21.10.2010 N 515 за службой ПАСОП закреплен санитарный автомобиль с необходимым медицинским оборудованием в соответствии с пунктом 11 приложения 13 к РПАСОП ГА-91. |
ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
Красноярское МТУ ВТ (контроль) | ||||
19. |
На аварийно-спасательной станции аэропорта Игарка оборудовать наблюдательный пункт для обеспечения наблюдения за взлётом и посадкой ВС (п. 7, 8, прил. 13 РПАСОП ГА-91). |
ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" (филиал "Аэропорт Игарка") издан приказ от 18.10.2010 N 511, предусматривающий оборудование центрального пункта наблюдения за взлетом и посадкой ВС в новом служебно-пассажирском здании аэровокзала. |
ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
Красноярское МТУ ВТ (контроль) |
2. Недостатки, выявленные при расследовании
п/п |
Содержание недостатка, выявленного при расследовании |
Принятое решение, этапы устранения недостатка |
Ответственные исполнители, соисполнители |
Срок исполнения (документ, подтверждающий исполнение) |
Ответственный за контроль исполнения | ||||
20. |
Установлено, что из 6 зафиксированных в задании на тренировку заходов на посадку, выполненных в период с 30.07.2009 по 04.01.2010, при значениях нижней границы облачности и видимости, соответствующих присвоенному КВС метеоминимуму, в 3 случаях значения этих величин были сфальсифицированы командиром ВС. |
1. Разработать методические рекомендации по процедурам проверок соблюдения порядка присвоения и подтверждения минимумов для исключения случаев фальсификаций. |
УИБП |
Февраль 2011 г. (Директивное письмо УИБП) |
2. Провести проверку и подготовить отчет в рамках выполнения мероприятия 4 настоящего Плана. |
МТУ ВТ |
См. пункт 4 Плана |
||
УИБП (контроль) | ||||
21. |
Инженер-синоптик АМЦ аэропорта Игарка при метеоконсультации заступающей на дежурство смены ОВД не акцентировала внимание РП и техника-метеоролога на вероятность возникновения опасных явлений погоды при прохождении фронта окклюзии через район аэродрома Игарка и не прогнозировала их. |
Подготовить письмо в Росгидромет с запросом о реализуемых мероприятиях в связи с недостатками, выявленными при расследовании катастрофы самолета Ан-24-РВ RA-46524 в аэропорту Игарка. |
УОИВП |
Январь 2011 г. (письмо Росавиации) |
22. |
Специальная сводка (SPECI) на ухудшение видимости (до 1500 метров) и понижение высоты нижней границы облаков (до 180 метров) составлена техником-наблюдателем метеослужбы в 17:32 с отступлением от п. 2.4. Инструкции по метеорологическому обеспечению полётов на аэродроме Игарка. |
Подготовить письмо в Росгидромет с запросом о реализуемых мероприятиях в связи с недостатками, выявленными при расследовании катастрофы самолета Ан-24-РВ RA-46524 в аэропорту Игарка. |
УОИВП |
Январь 2011 г. (письмо Росавиации) |
23. |
Сбор бортовой погоды с записью в журнал "Бортовой погоды" осуществляется нерегулярно. |
Во взаимодействии с АНО "Среднесибирское метеоагентство" проконтролировать устранение недостатка. |
МРУ по ОВД и АКПС в Сибирском ФО |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
24. |
В схеме оповещения об авиационных происшествиях (инцидентах) расчетов АСК, руководства предприятия, взаимодействующих организаций, утвержденной директором филиала "Аэропорт Черемшанка" 02.03.2010, отсутствует оповещение метеослужбы. |
См. пункт 14 Плана. |
||
25. |
Сигнал "Тревога" руководителем полётов технику-наблюдателю метеослужбы не сообщался. |
См. пункт 14 Плана. |
||
26. |
Инструктаж смены руководителем полётов проведен с отклонением от типовой технологической карты РПР (РПА) проведения инструктажей и разборов, утверждённой МГА 20.01.1987. |
См. пункт 6 Плана. |
||
27. |
С рабочего места диспетчера ДПП в секторах наблюдения за заходами ВС на посадку затруднён обзор из-за подросшего подлеска на аэродроме. По этой же причине в отдельных секторах частично затруднено наблюдение за ориентирами видимости техником-наблюдателем метеослужбы. |
См. этапы 1 и 2 пункта 10 Плана. |
||
28. |
При проверке формуляров, паспортов агрегатов самолёта обнаружено, что в формулярах авиадвигателей не ведётся раздел "Контроль параметров". Имеются замечания по оформлению карт-нарядов. |
Включить в планы проверок подконтрольных эксплуатантов в первом полугодии 2011 года проведение проверок качества ведения пономерной и производственно-технической документации. Примечание: Мероприятие выполняется одновременно с пунктом 4 Плана. |
МТУ ВТ |
См. пункт 4 Плана |
УИБП (контроль) | ||||
29. |
В СПАСОП филиала "Аэропорт Игарка" отсутствует внутриаэропортовая громкоговорящая связь оповещения "Горн-2" и звуковая сигнализация тревоги. |
См. пункт 15 Плана. |
||
30. |
В СПАСОП отсутствует закреплённый за руководителем АСР автомобиль повышенной проходимости (п. 14. прил. 13 РПАСОП-91). |
См. пункт 16 Плана. |
||
31. |
В аэропорту отсутствует транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для проведения ПСР и доставки к месту авиапроисшествия НПСГ, оборудованное в соответствии с п. 13. прил. 13 РПАСОП ГА-91. |
См. пункт 17 Плана. |
||
32. |
В штате аэропорта отсутствует санитарный автомобиль, оборудованный в соответствии с п. 11. прил. 13 РПАСОП ГА-91. |
См. пункт 18 Плана. |
||
33. |
На аварийно-спасательной станции не предусмотрен наблюдательный пункт для обеспечения наблюдения за взлётом и посадкой ВС (п. 7. прил. 13 РПАСОП ГА-91), оборудованный радио и телефонной связью в соответствии с п. 8. прил. 13 РПАСОП ГА-91. |
См. пункт 19 Плана. |
||
34. |
В штатном расписании отсутствуют должности диспетчеров пожарной связи ведомственной пожарной охраны (прил. 1 Приказ ФАС РФ от 11.12.1998 N 361). |
Рассмотреть вопрос о необходимости внесения в штатное расписание должности диспетчера пожарной связи ведомственной пожарной охраны. Принятое решение согласовать с Красноярским МТУ ВТ. |
ФГУП "Авиапредприятие "Черемшанка" |
См. этап 2 пункта 1 Плана |
Красноярское МТУ ВТ (контроль) | ||||
35. |
Экипаж самолёта АН-24 RA-46683, выполнявший заход на посадку через 10 минут после самолёта АН-24РВ RA-46524, также нарушил требования п. 3.90 ФАП "Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации", так как не прекратил снижение и не выполнил уход на второй круг с высоты принятия решения, несмотря на то, что надёжный визуальный контакт с огнями приближения или другими ориентирами по курсу посадки не был установлен. Уход на второй круг был выполнен, согласно записям МС-61, над ближним приводом с высоты, значительно меньшей 100 м. |
Учесть при проведении разборов, предусмотренных частью 1 пункта 1 Плана. |
Руководители авиакомпаний |
Январь 2011 г. (Доклады о проведении разборов) |
МТУ ВТ (контроль) |
Руководитель Федерального |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 31 декабря 2010 г. N АН1.02-4110
Текст письма официально опубликован не был