Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина М.И. Земцова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, гражданину М.И. Земцову было отказано в удовлетворении ряда требований, связанных с признанием незаконным решения комиссии государственного органа субъекта Российской Федерации об отказе включить его в сводный список граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением, и с предоставлением ему в собственность жилого помещения определенной площади. Как указали суды, М.И. Земцов, изъявив желание получить в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" жилое помещение в собственность, вместе с тем отказался представить обязательство о сдаче принадлежащего ему жилого помещения, как это предусмотрено региональными правовыми актами и положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153). Также суды отметили, что М.И. Земцов сохраняет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, общая площадь которого рассчитывается по соответствующим нормативам, но с учетом площади жилого помещения, полученного им в порядке наследования после увольнения с военной службы.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.И. Земцов оспаривает конституционность статей 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющих гарантии в жилищной сфере для определенной категории граждан, порядок и условия их реализации, в том числе предусматривающих необходимость сдачи жилья в целях получения жилого помещения по избранному в связи с увольнением с военной службы месту жительства и устанавливающих, что норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с данным Федеральным законом жилищной субсидии, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и при выдаче государственных жилищных сертификатов определяется Правительством Российской Федерации. По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17, 18 и 40 Конституции Российской Федерации, поскольку лишают граждан, признанных нуждающимися в получении жилья в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих", права получить жилое помещение в собственность исходя из жилищных условий, которые имели место при их увольнении с военной службы.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Изданные в порядке реализации указанных конституционных положений статьи 15 и 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривают предоставление жилых помещений, государственных жилищных сертификатов, единовременной денежной выплаты для определенной категории граждан, к которой относится и заявитель. При этом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о представлении документов об освобождении (о сдаче) жилого помещения, предусмотренное пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных данным Федеральным законом. Соответственно, эти законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Разрешение же вопроса о законности и обоснованности судебных постановлений, в том числе о правильности выбора правовых норм, подлежащих применению в деле заявителя, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Земцова Михаила Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2274-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Земцова Михаила Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 15 и 151 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был