Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ООО "Горторгкомплекс" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в субъекте Российской Федерации на основании обращения ООО "Горторгкомплекс" - собственника земельного участка кадастровая стоимость этого участка была установлена в размере его рыночной стоимости согласно отчету оценочной организации.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, ООО "Горторгкомплекс" было отказано в удовлетворении иска об исключении из государственного кадастра недвижимости записи о прежней кадастровой стоимости, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель, с момента ее внесения и об установлении с этого же момента кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Горторгкомплекс" оспаривает конституционность следующих законоположений, примененных судами в деле с его участием:
статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей содержание и порядок определения кадастровой и рыночной стоимости земельного участка, их взаимосвязь и закрепляющей, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости;
статей 24.11, 24.19 и 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ), закрепляющих понятие государственной кадастровой оценки, право заинтересованных лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, если они расходятся с рыночной стоимостью данного объекта, а также предусматривающих порядок, сроки и правовые последствия внесения сведений о результатах определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости;
пункта 11 части 2 статьи 7 и части 3.1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ), устанавливающих, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входят данные о его кадастровой стоимости, а кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 8, 19, 34-36 и 55-57 Конституции Российской Федерации, поскольку препятствуют применению при расчете налоговой базы по земельному налогу кадастровой стоимости земельного участка, установленной судом в размере рыночной, с той же даты, с какой применялась оспоренная в суде прежняя кадастровая стоимость, определенная по результатам государственной кадастровой оценки земель.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О указал, что взаимосвязанные положения Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель; однако такое регулирование не означает, что государственная кадастровая оценка земель лишена экономических оснований и не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Также в данном Определении с учетом положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отмечено, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, осуществленной в соответствии с требованиями законодательства и при соблюдении прав владельца земельного участка; это, однако, не исключает возможности совершенствования законодательного регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Таким образом, оспариваемые законоположения, закрепляющие содержание, предназначение, использование и возможность оспаривания кадастровой стоимости, в том числе обеспечивающие расчет кадастровой стоимости земли и других объектов недвижимости исходя из их рыночной стоимости, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. N 2266-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 24.11, 24.19 и 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пунктом 11 части 2 статьи 7 и частью 3.1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)