Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2014 г. N 72-АПГ14-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И., судей Горчаковой Е.В. и Александрова В.Н.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой Ю.М. о признании недействующим подпункта 1 пункта 13 Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N 260, по апелляционной жалобе Волковой Ю.М. на решение Забайкальского краевого суда от 26 июня 2014 г., которым отказано в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Забайкальского края от 3 июля 2009 г. N 260 утверждено Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения государственным гражданским служащим Забайкальского края (далее - Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения гражданским служащим края), которое опубликовано 13 июля 2009 г. в газете "Азия-Экспресс", N 33.
Подпункт 1 пункта 13 названного Положения предусматривает, что выданная субсидия подлежит возврату в бюджет Забайкальского края в течение 3 месяцев после увольнения по инициативе гражданского служащего при стаже государственной гражданской службы менее 15 лет.
Волкова Ю.М., замещавшая должности государственной гражданской службы Забайкальского края, обратилась в Забайкальский краевой суд с заявлением о признании недействующей приведённой правовой нормы со дня её принятия, ссылаясь на противоречие федеральному законодательству.
Решением Забайкальского краевого суда от 26 июня 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Волковой Ю.М. ставится вопрос об отмене принятого решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Волкова Ю.М. не явилась, Правительство Забайкальского края своего представителя не направило.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, сделал правильный вывод об отсутствии противоречий оспариваемого положения регионального нормативного правового акта федеральному законодательству в связи со следующим.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а её организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), определяющий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, наряду с закреплёнными в статье 52 основными государственными гарантиями гражданских служащих, предусмотрел в статье 53 дополнительные государственные гарантии.
В частности, согласно пункту 4 статьи 53 названного федерального закона гражданским служащим при определённых условиях, предусмотренных этим федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 утверждены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, которые устанавливают соответствующие порядок и условия, исходя при этом из критерия нуждаемости служащего в жилом помещении.
Из пункта 8 поименованного постановления следует, что для субъектов Российской Федерации, принимающих нормативные правовые акты о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, данные Правила носят рекомендательный характер.
Анализируя приведённые правовые предписания в системном единстве, суд первой инстанции верно констатировал, что конкретные порядок и условия реализации указанной в пункте 4 статьи 53 Федерального закона N 79-ФЗ дополнительной государственной гарантии государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации определяются непосредственно субъектом Российской Федерации.
Право государственных гражданских служащих Забайкальского края (далее - гражданские служащие края) на получение дополнительных государственных гарантий, закреплено в части 4 статьи 11 Закона Забайкальского края от 4 июля 2008 г. N 21-ЗЗК "О государственной гражданской службе Забайкальского края", согласно пункту 4 которой гражданским служащим края единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы предоставляется в порядке и на условиях, устанавливаемых нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.
В целях обеспечения государственных гарантий гражданским служащим Забайкальского края Правительством Забайкальского края утверждено Положение о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения гражданским служащим края, которым определены порядок и условия её предоставления, а также методика расчёта суммы.
При этом единовременной субсидией признаётся единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданскому служащему в соответствии с Положением за счёт средств краевого бюджета в качестве компенсации за приобретённое жилое помещение.
Указанным Положением предусмотрено, что субсидия предоставляется гражданскому служащему один раз за весь период прохождения государственной гражданской службы Забайкальского края на возмещение затрат, связанных с приобретением готового жилья, в том числе на условиях ипотеки; со строительством индивидуального жилого дома (пункт 2).
К числу требований, предъявляемых к гражданскому служащему края, претендующему на получение единовременной субсидии, отнесены: наличие у него определённого стажа государственной гражданской службы в государственных органах Забайкальского края, Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (пункт 3); принятие на себя обязательства о возврате субсидии при условии увольнения с государственной гражданской службы (подпункт 3 пункта 7).
Таким образом, предоставление единовременной субсидии гражданским служащим края не ставится в зависимость от критерия нуждаемости гражданского служащего края в жилом помещении (как это предусмотрено в отношении федеральных государственных служащих), а носит характер возмещения уже произведённых затрат на приобретение жилого помещения либо строительство индивидуального жилого дома.
Исходя из статей 21, 43 и 44 Устава Забайкальского края, постановление об утверждении Положения о единовременных субсидиях на приобретение жилого помещения гражданским служащим края принято Правительством Забайкальского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти края, в пределах предоставленных ему полномочий.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание приведённое законодательство, находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое заявителем условие о возвратности единовременной субсидии не противоречит положениям пункта 4 статьи 53 Федерального закона N 79-ФЗ и не нарушает право гражданина, проходящего государственную гражданскую службу, на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Закреплённые в пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 58-ФЗ и в статье 4 Федерального закона N 79-ФЗ основные принципы построения и функционирования системы государственной службы не препятствуют установлению различных подходов по реализации дополнительной государственной гарантии в виде предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным гражданским служащим и гражданским служащим субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим оспариваемого положения регионального нормативного правового акта законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, они основаны на ошибочном толковании норм материального права и аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам не находит поводов для её удовлетворения и отмены судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Забайкальского краевого суда от 26 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой Ю.М. - без удовлетворения.
Председательствующим |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2014 г. N 72-АПГ14-4
Текст определения официально опубликован не был