Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.А. Рябцева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Рябцев оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":
пункта 7 статьи 14, согласно которому лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц (абзац первый);
пункта 1 статьи 28.1, которым установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, в частности в соответствии с пунктами 7-14 статьи 14) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, с июня 1992 года заявитель является получателем пенсии по старости за работу на Крайнем Севере. В декабре 2011 года пенсионные органы отказали заявителю в просьбе об исчислении его пенсии с учетом предусмотренного положением пункта 7 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости на том основании, что продолжительность календарного стажа его работы в районах Крайнего Севера менее 15 лет (13 лет 5 месяцев).
Суды общей юрисдикции подтвердили правильность такого решения.
По мнению заявителя, пункт 7 статьи 14 во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" противоречат статьям 2, 7, 18, 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку при определении права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости не позволяют приравнивать к работе в районах Крайнего Севера работу с тяжелыми условиями труда, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.А. Рябцевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в пункте 7 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрел увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии гражданам, длительное время работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом порядок исчисления такого стажа отличается от порядка, установленного для определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях. Такое правовое регулирование направлено на установление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
В пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены определенные виды работ с особыми условиями труда, учитываемые наравне с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при исчислении стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в указанных районах. При этом указанной нормой, как и ранее действовавшим законодательством, предусмотрено, что к работе в районах Крайнего Севера приравнивается работа с тяжелыми условиями труда (в настоящее время подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Такое правовое регулирование направлено на реализацию пенсионных прав лиц, занятых на соответствующих видах работ, а также в определенных местностях, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса о применении порядка определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при определении права на повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии требует внесения изменений в действующее законодательство и к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябцева Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 2243-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябцева Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 7 статьи 14 и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был