В соответствии с пунктом 33 плана работы Главного управления процессуального контроля Следственного комитета Российской Федерации (далее - Главное управление процессуального контроля) на второе полугодие 2011 года и во исполнение пункта 3 Распоряжения Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11.07.2011 N 81/206-р "Об участии в реализации постановления Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов" в Главном управлении процессуального контроля проанализирована практика взаимодействия сотрудников следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) с оперативными службами МВД и ФСБ России при выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений насильственного характера в отношении предпринимателей, журналистов, правозащитников, представителей духовенства.
В следственные подразделения Следственного комитета за 9 месяцев 2011 года поступило 78 сообщений о совершении посягательств на предпринимателей в связи с их профессиональной деятельностью. В аналогичном периоде 2010 года зарегистрировано 50 сообщений. Как видно из приведенных показателей, рост сообщений о совершении преступлений данной категории произошел на 35,8%.
Большинство сообщений (материалов) поступило из органов внутренних дел: за 9 месяцев 2011 года - 53, за 9 месяцев 2010 года - 42.
Следует отметить, что из всей категории анализируемых преступлений наиболее серьезная ситуация (количество и тяжесть совершенных преступлений) наблюдается в сфере насильственных преступлений в отношении предпринимателей.
Количество возбужденных уголовных дел в 2011 году увеличилось. За 9 месяцев 2010 года и за аналогичный период 2011 года возбуждено 46 и 67 уголовных дел соответственно.
Из числа возбужденных уголовных дел 49 - об умышленных убийствах и 10 - о покушениях на умышленное убийство. Наибольшее количество уголовных дел (6) за 9 месяцев 2011 года возбуждено следственными подразделениями следственного управления по Удмуртской Республике.
За 9 месяцев 2011 года принято одно решение об отказе в возбуждении уголовного дела, в 2010 году - три.
Осмотр места происшествия производился по всем уголовным делам, за исключением двух в 2011 году и трех - в 2010 году. По 63 уголовным делам осмотр происшествия производился в полном составе, т.е. с участием руководителя, следователя и работников оперативных служб. За 9 месяцев 2010 года осмотр места происшествия произведен по 43 уголовным делам, из них по 40 - в полном составе.
Значительное количество уголовных дел (22 или 34,9%) от числа возбужденных за 9 месяцев 2011 года приостановлено производством, из них 5 - за розыском обвиняемых.
Не раскрыто 32 указанных преступления, наибольшее количество в Ставропольском крае - 4, по 3 - в Амурской области, г. Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, по 2 - в Калининградской области, Республике Дагестан.
Между тем следователи довольно активно взаимодействовали с оперативными службами. Ими направлено 433 следственных поручения органу дознания. Как следует из докладных записок, 406 поручений исполнены качественно и в полном объеме.
В процессе исполнения следственных поручений оперативными службами выявлены дополнительные эпизоды преступной деятельности виновных лиц.
Организация следственной работы, взаимодействие с оперативными службами регулярно обсуждаются в следственных управлениях с участием представителей оперативных служб. В 2011 году состоялось 249 таких совещаний. Этот показатель значительно выше, чем в 2010 году (80). В 173 совещаниях приняли участие представители оперативных служб.
Вопросы взаимодействия следственных органов и оперативных служб всегда актуальны. Особое значение приобретает эта проблема в случаях расследования сложных многоэпизодных уголовных дел.
Отделом по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета по Пензенской области 26.04.2011 возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных чч. 1, 2 ст. 210 УК РФ, по фактам создания преступного сообщества, участия в преступном сообществе.
Следствием установлено, что на территории города Пензы сформировалось организованное преступное сообщество (ОПС) - "Олимпия" с целью получения долгов с использованием силовых методов, устранения лидеров отдельных преступных групп, занятия лидерского положения в криминальной среде, вымогательства денежных средств и имущества у предпринимателей, контролирования игорного бизнеса, оказания интимных услуг за вознаграждение. В ОПС сформировалась единая иерархическая система.
Членами организованного преступного сообщества совершен ряд тяжких и особо тяжких преступлений (около 30, в том числе 10 убийств и покушений на убийства, остальные - поджоги, вымогательства).
К указанному уголовному делу присоединен ряд уголовных дел, приостановленных в прошлые годы, по фактам нападений на предпринимателей города и области. Всего на сегодняшний день раскрыто 3 преступления, совершенных членами ОПС в отношении предпринимателей в прошлые годы в период активной деятельности организованной преступной группы.
Важное значение придается следователями организации осмотров мест происшествий, которые производятся в том числе и для воссоздания картины преступлений, совершенных в прошлые годы. Как правило, в осмотрах принимают участие сотрудники оперативных служб, осуществляющие сопровождение по уголовному делу, участвуют свидетели, потерпевшие. Осмотры проводятся после тщательной подготовки к следственному действию. После принятия решения о проведении осмотра места происшествия подбираются специалисты, в том числе и поисковики.
Работа по уголовному делу проводится в тесном взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. На первоначальном этапе были составлены планы расследования с указанием сроков исполнения каждого следственного действия, которые систематически корректировались.
По каждому отрабатываемому эпизоду преступной деятельности ОПС составляются унифицированные схемы доказывания признаков состава преступления, которые помогают скоординировать совместную работу следователей и оперативных сотрудников, проанализировать полноту собранных доказательств и их достаточность для предъявления обвинения, скорректировать ход расследования. Унифицированные схемы систематически обновляются и дополняются.
Так, уже в первый день расследования следственной группой проведено 26 обысков. Обыски были поручены наиболее подготовленным сотрудникам управления и оперативным сотрудникам УМВД России по Пензенской области. Перед началом обысков участники следственных действий были четко проинструктированы. Во избежание утечки информации руководителем следственно-оперативной группы были подготовлены конверты с процессуальными документами, которые были вручены исполнителям непосредственно перед проведением следственного действия. Благодаря грамотно спланированному следственному мероприятию удалось изъять документы, предметы, подтверждающие принадлежность тех или иных лиц к ОПС, а также преступные связи подозреваемых с другими лицами, имеющими отношение к преступной деятельности.
Одной из форм взаимодействия являются еженедельные совместные совещания с участием руководителя отдела по расследованию особо важных дел, начальников подразделений УМВД России по Пензенской области, на которых следователи и сотрудники органа дознания планируют дальнейшую деятельность, координируют совместную работу, обмениваются информацией, подводят итоги уже проведенной работы. Такой подход позволяет планомерно отрабатывать выдвинутые версии, систематизировать проведенную работу. Наличие четких планов расследования позволяет своевременно, полно и качественно проводить первоначальные следственные действия и оперативные мероприятия.
Следователями, в производстве которых находится уголовное дело, своевременно даются поручения органу дознания на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по установлению всех потерпевших и свидетелей, мест хранения оружия, предметов, которые имеют значение для расследования уголовного дела. В ходе своевременно проведенных оперативно-розыскных мероприятий удалось в кратчайшие сроки установить ряд важных свидетелей по указанному уголовному делу, в том числе о преступлениях в отношении предпринимателей.
Благодаря хорошо спланированным, скоординированным и правильно проведенным совместным мероприятиям следственно-оперативной группе удалось разоблачить опасную устойчивую преступную группу региона, действующую на протяжении 20 лет.
Расследование по уголовному делу продолжается. В отношении 11 членов преступного сообщества, в том числе и ее лидеров избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Первостепенное значение для раскрытия преступления имеет активная работа оперативных служб на первоначальном этапе исследования обстоятельств происшедших событий. Лишнее тому подтверждение - результаты расследования по уголовному делу, возбужденному по факту исчезновения в г. Волгограде предпринимателя Брыксина В.Г.
Сотрудники милиции не приняли оперативных мер к установлению местонахождения Брыксина В.Г., проверке алиби знакомых пропавшего - Попова и Кравченко. Не был проведен комплекс оперативно-технических мероприятий по проверке их причастности к исчезновению предпринимателя (не выставили скрытое наблюдение, не работали с их подчиненными, не были изъяты записи с камер видеонаблюдения). Между тем впоследствии выяснилось, что одному из своих подчиненных Попов отдал на хранение несколько единиц огнестрельного оружия, боеприпасов к ним, ручные гранаты.
В первом отделе по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета по Волгоградской области была создана следственно-оперативная группа. Благодаря профессиональной организации следователем работы членов группы преступление было раскрыто в кратчайшие сроки.
В ходе следствия установлено, что Попов выстрелил из имевшегося у него оружия в Брыксина, который скончался на месте. В целях сокрытия следов преступления Кравченко и Попов вывезли труп за пределы г. Волгограда.
В результате проведенного следователем с использованием криминалистических технических средств осмотра автомобиля под его задним сиденьем на обшивке пола были обнаружены следы крови. В жилом помещении и производственном цехе, принадлежащем Попову, обнаружен арсенал, состоящий из нескольких единиц огнестрельного оружия, ручных гранат, а также множества боеприпасов. С участием Кравченко проведена проверка показаний на месте, в ходе которой последний указал место сокрытия трупа, где обнаружены скелетированные останки Брыксина.
Под давлением собранных доказательств Попов сознался в убийстве Брыксина. Показания подтвердил в ходе незамедлительно проведенного выхода на место происшествия.
Необходимость производства комплекса экспертиз, а также допущенные при раскрытии преступления органом оперативно-розыскной деятельности нарушения стали одними из причин расследования данного уголовного дела в течение 10 месяцев. В октябре 2011 года расследование завершено и уголовное дело по обвинению Попова по ч. 1 ст. 105 УК РФ направлено в суд.
Примером надлежащего, качественного и своевременного производства первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий может служить раскрытие преступной деятельности банды Пантюхина В.В., обвиняемого по уголовному делу, возбужденному Боткинским межрайонным следственным отделом следственного управления по Удмуртской Республике.
В ходе изучения личности Пантюхина В.В. в результате грамотно проведенных следственных и оперативно-розыскных мероприятий была установлена причастность обвиняемого к совершению ряда особо тяжких преступлений в составе организованной группы. В результате реализации полученной информации были обнаружены останки 6 человек - жертв преступлений банды Пантюхина В.В.
Как правило, уголовные дела о преступлениях данной категории представляют сложность в расследовании и собирании доказательств, требуют проведения большого количества следственных действий.
В производстве следственного управления по Северо-Западному федеральному округу находится уголовное дело, возбужденное по факту убийства предпринимателя Карачева М.А.
В процессе расследования по данному уголовному делу проведено более 70 допросов свидетелей, 15 судебных экспертиз, 16 обысков и выемок, 20 осмотров предметов и документов, а также значительное количество оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, причастных к убийству предпринимателя.
В следственные органы Следственного комитета за 9 месяцев 2011 года поступило 6 сообщений о преступлениях, совершенных в отношении журналистов. За 9 месяцев 2010 года - 4. Отказано в возбуждении уголовного дела по двум сообщениям.
Возбуждено за 9 месяцев 2011 года три уголовных дела о преступлениях данной категории, в аналогичном периоде 2010 года - одно. При этом в 2011 году три уголовных дела переданы в следственные органы Следственного комитета по подследственности.
Установлены факты, когда органы дознания в нарушение действующего законодательства о подследственности не передают уголовные дела в следственные подразделения Следственного комитета.
Так, заместителем прокурора Центрального округа г. Краснодара 01.02.2011 изъято из производства отдела дознания ОМ-3 УВД по г. Краснодару (в настоящее время отдел полиции Центрального округа УМВД России по г. Краснодару) и передано для дальнейшего расследования в следственный отдел по г. Краснодару уголовное дело, возбужденное 28.05.2010 по ч. 1 ст. 116 УК РФ по заявлению Леоненко А.С., о причинении ему телесных повреждений, так как в действиях неустановленных лиц усматривались признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 144 УК РФ.
Таким образом, уголовное дело необоснованно находилось в производстве органа дознания более 8 месяцев.
Уголовное дело 27.02.2011 принято к производству следователем следственного отдела по г. Краснодару.
В ходе предварительного расследования установлено, что 25.05.2010 в 20 часов 10 минут четверо неустановленных лиц, находясь на пересечении улиц Володарского и Короленко г. Краснодара, избили специального корреспондента отдела журналистских расследований ГУЛ КК ТРК "Новое телевидение Кубани" Леоненко А.С. в связи с подготовкой им сюжета "Новый вид наркотиков". В передаче, вышедшей в эфир 20.05.2010, сообщалось о продаже наркотических средств под видом "солей для ванн".
Предварительное расследование по уголовному делу 27.03.2011 приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
В связи с неполнотой проведенного расследования указанное постановление 26.09.2011 отменено заместителем руководителя следственного управления по Краснодарскому краю. Предварительное следствие возобновлено.
Анапским межрайонным прокурором в следственный отдел по г. Анапе Краснодарского края передано уголовное дело, возбужденное 26.07.2011 дознавателем отдела дознания при УВД по г. Анапе по признакам преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ.
В ходе предварительного следствия установлено, что 26.07.2011 около 7 часов 40 минут неустановленное лицо, находясь на лестничной площадке, расположенной между первым и вторым этажах пятого подъезда дома N 157 по ул. Ленина в г. Анапе, умышленно причинило Мартынову В.В. телесные повреждения в виде ушибов мягких тканей головы, ушибленной раны верхней и нижней губы, после чего с места происшествия скрылось. В этот же день Мартынов В.В. обратился с заявлением в УВД по г. Анапе.
Анапским межрайонным прокурором указанное уголовное дело 09.08.2011 изъято из производства дознавателя отдела дознания при УВД по г. Анапе, так как в действиях виновных лиц усматривались признаки преступления, предусмотренного ст. 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов).
Уголовное дело 12.08.2011 принято к производству следователем следственного отдела по г. Анапе. Предварительное следствие по делу 26.09.2011 приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
Указанные преступления не раскрыты. Вместе с тем информация о мерах, принятых к раскрытию этих преступлений, дана не в полном объеме. Практика взаимодействия следственных подразделений с оперативными службами не проанализирована.
Осмотр места происшествия по уголовным делам данной категории производился во всех необходимых случаях, в том числе с участием работников оперативных служб.
Приостановлено производством за 9 месяцев 2011 года два уголовных дела, не раскрыто 8 преступлений. Розыск обвиняемых не объявлялся.
Прокуратурой г. Асбеста Свердловской области 20.09.2001 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, по факту убийства главного редактора газеты "Новый Рефт" Маркевича Э.Б.
Предварительное следствие по данному делу неоднократно приостанавливалось ввиду неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.
В целях раскрытия данного преступления следователем направлены следственные поручения в УБЭП Главного управления МВД России по Свердловской области, управление Федеральной службы налоговой полиции по Свердловской области, управление министерства России по налогам и сборам по Свердловской области, управление государственного надзора за связью по Свердловской области и др.
В настоящее время управлением уголовного розыска криминальной милиции Главного управления МВД по Свердловской области в отношении ряда лиц, подозреваемых в причастности к совершению данного преступления, проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по месту жительства подозреваемых лиц. На раскрытие данного преступления ориентирован личный состав отделов уголовного розыска криминальной милиции отделов внутренних дел по муниципальным образованиям.
Всего следователями по уголовным делам о преступлениях в отношении журналистов направлено 19 следственных поручений, которые выполнены в полном объеме, качественно и оперативно.
Проведено 5 совещаний в следственных управлениях, в том числе 4-е участием работников оперативных служб. На совещаниях обсуждалась организация следственной работы и вопросы взаимодействия с оперативными службами.
В следственные органы Следственного комитета за 9 месяцев 2011 года поступило одно сообщение о совершении преступления в отношении правозащитника. В возбуждении уголовного дела отказано. Кроме того, в производстве Главного следственного управления по Северо-Кавказскому федеральному округу находится уголовное дело, возбужденное по факту похищения и убийства сотрудницы правозащитного центра "Мемориал" Эстемировой Н.Х. Объявлен международный розыск обвиняемого Башаева А.А. Преступление раскрыто благодаря слаженным действиям следственных органов и оперативных служб.
Следователем направлены 77 следственных поручений органу дознания. Все исполнены качественно, в полном объеме.
По результатам проверки всех сообщений возбуждены уголовные дела: за 9 месяцев 2011 года - 11, за 9 месяцев 2010 года - 5.
Следует отметить, что наибольшее количество сообщений о посягательствах на представителей духовенства поступило за 9 месяцев 2011 года в следственное управление по Республике Дагестан (9). Все они - о совершении преступлений, предусмотренных ст. 105 и 222 УК РФ.
Осмотр места происшествия в 2011 году производился по трем уголовным делам, из них по двум - в полном составе.
Приостановлено 4 уголовных дела, в том числе три - за розыском обвиняемых. Объявлен розыск 8 обвиняемых.
Не раскрыто 7 преступлений, из них 6 - по уголовным делам, находящимся в производстве следственных органов следственного управления по Республике Дагестан.
По уголовному делу, возбужденному 15.10.2010 по признакам преступлений, предусмотренных п. "ж" ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 222 УК РФ, по факту убийства Председателя Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарской Республики Пшихачева A.M., производство следствия приостановлено 15.03.2011 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
При расследовании данного уголовного дела в ходе грамотно спланированных следственных и оперативно-розыскных мероприятий в течение первых суток были установлены лица, совершившие преступление, Мамишев А.С. и Шамаев А.А., а также очевидцы преступления. Своевременно проведенные следственные действия позволили закрепить доказательства виновности упомянутых лиц.
Следственными органами в целях раскрытия преступлений направлено 57 следственных поручения, которые исполнены в полном объеме.
Организация расследования по уголовным делам заслушана на 6 совещаниях с участием оперативных работников.
Следственными органами следственного управления по Республике Дагестан прекращено производством три уголовных дела рассматриваемой категории. Все - в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
В суды для рассмотрения по существу направлялись в основном уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении предпринимателей.
За 9 месяцев 2011 года направлено 32 уголовных дела в отношении 87 обвиняемых.
В производстве следственного управления по Уральскому федеральному округу находилось уголовное дело по обвинению Федулева П.А. и других в совершении на территории Свердловской области и г. Москвы на протяжении длительного периода времени ряда заказных убийств и рейдерских захватов в составе организованной группы. Виновные были изобличены в содеянном, и уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Приговором Свердловского областного суда от 22.02.2011 Пильщиков В.Ю. и Никонов С.Ю. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "а", "в", "д", "е", "з", "н" ст. 102, ст. 191 УК РСФСР, п.п. "а", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, и им назначено наказание в виде лишения свободы на срок 24 года и 6 месяцев и 8 лет соответственно.
Приговором Свердловского областного суда от 11.05.2011 Федулев П.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 17, п. "а" ст. 102 УК РСФСР, ч. 4 ст. 17, п.п. "а", "в", "е", "з", "н" ст. 102 УК РСФСР, ч. 4 ст. 17, ст. 191 УК РСФСР, ч. 2 ст. 15, ч. 4 ст. 17, п.п. "а", "в", "е", "з", "н" ст. 102 УК РСФСР, ч. 3 ст. 33, пп. "а", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 1 ст. 210 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ, ч. 4 ст. 159 УК РФ, п.п. "а", "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 20 лет и штрафа в размере 1 миллиона рублей.
Анализ показал, что при расследовании уголовных дел о преступлениях в отношении предпринимателей, журналистов, правозащитников и пред представителей духовенства в полной мере используются оперативно-справочные, криминалистические и экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел.
Так, изъятые в ходе расследования уголовных дел пули и гильзы проверяются по учетам региональных и федеральной пулегильзотек. В отношении лиц, совершивших преступления, оперативными службами представляется и используется при расследовании уголовных дел оперативно-справочная информация, в том числе о связях обвиняемых (подозреваемых), их автотранспорте, местах жительства и временного пребывания; изъятые в ходе расследования уголовных дел следы пальцев рук также проверяются по соответствующим учетам органов внутренних дел.
Взаимодействие с оперативными службами по уголовным делам анализируемой категории осуществляется в виде межведомственных оперативных совещаний с участием следователей и оперативных работников, совместного планирования следственно-оперативных мероприятий, а также в процессе качественного и своевременного исполнения поручений следователей о производстве оперативно-розыскных мероприятий, предоставления информации, имеющей значение для расследования уголовных дел.
Следственным управлением по Красноярскому краю используются возможности единой информационной телекоммуникационной системы ГУ МВД России по Красноярскому краю, в том числе лаборатории ДНК-анализа, автоматизированных баз данных АДИС "Папилон", "Розыск-Магистраль", АИПС "Оружие-МВД", "Сова", а также учетов УФМС по краю. Использование этих систем при расследовании уголовных дел ускоряет и упрощает процесс выявления лиц, причастных к совершению преступлений, доказыванию их вины.
В большинстве докладных записок отмечается должное взаимодействие с оперативными службами. Между тем есть факты некачественного исполнения поручений следственных органов. В этом случае важно настойчиво требовать от органа дознания выполнения работы и принимать меры реагирования. В следственном управлении по Забайкальскому краю не ограничились разовыми претензиями в адрес оперативных служб. В целях организации надлежащего взаимодействия было проведено обобщение исполнения отдельных поручений следователей по уголовным делам. По результатам руководителям УМВД России по Забайкальскому краю направлена информация.
С целью установления эффективного механизма взаимодействия с оперативными службами следственными управлениями издаются совместные межведомственные акты.
Так, в 2011 году для раскрытия преступлений насильственного характера в отношении анализируемой категории лиц по инициативе следственного управления по Волгоградской области подписаны совместные с ГУВД, УФСБ, ГУФСИН организационно-распорядительные документы о взаимодействии и сотрудничестве, подробно регламентирующие действия сотрудников каждого из ведомств в процессе осуществления деятельности по раскрытию преступлений.
Все возникающие проблемы, связанные с реализацией имеющихся оперативных разработок, иные текущие вопросы, требующие дополнительных скоординированных мер, решаются путем проведения рабочих встреч руководителей следственного управления, прокуратуры, ГУВД и УФСБ области, создания следственно-оперативных групп для раскрытия преступлений, совершенных в условиях неочевидности.
В 2010 - 2011 гг. проведено несколько межведомственных совещаний с участием представителей ГУВД, УФСБ, на которых обсуждалось состояние работы по раскрытию преступлений, совершенных в условиях неочевидности, розыску преступников, а также определялись схемы совместной работы следователей и оперативных сотрудников при расследовании уголовных дел, выработан механизм взаимодействия органов следствия и субъектов оперативно-розыскной деятельности.
В частности, в сентябре 2011 года состоялось межведомственное оперативное совещание с Главным управлением МВД России по Волгоградской области, на котором обсуждены вопросы следственно-оперативной работы по установлению местонахождения скрывшихся подозреваемых (обвиняемых) по уголовным делам о преступлениях, совершенных в прошлые годы.
Эффективному взаимодействию правоохранительных органов способствует деятельность в Воронежской области постоянно действующей следственно-оперативной группы. Она функционирует в соответствии с Положением об организации деятельности постоянно действующих следственно-оперативных групп и организации раскрытия преступлений прошлых лет, утвержденным совместным приказом руководителей следственного управления по Воронежской области и ГУВД по Воронежской области от 12.04.2011 N 75/181. Распоряжением руководителя следственного управления в состав этой группы включены следователи аппарата следственного управления и следователи-криминалисты. К работе группы привлекаются следователи районных и межрайонных следственных подразделений, на территории которых совершено преступление, оперативные сотрудники уголовного розыска ГУ МВД России по Воронежской области, УВД по г. Воронежу, территориальных органов внутренних дел, а в необходимых случаях - судебные эксперты.
В следственном управлении по Курганской области в соответствии с п. 1.29 приказа Следственного комитета России от 15.01.2011 N 2 "Об организации предварительного расследования в Следственном комитете Российской Федерации" в обязательном порядке проводятся оперативные совещания с участием сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам, по которым в течение 5 суток с момента возбуждения уголовного дела не установлено лицо, совершившее преступление.
В текущем году по инициативе следственного управления совместно с правоохранительными органами области подписан ряд организационно-распорядительных документов, призванных улучшить взаимодействие на данном участке работы.
Так, в апреле 2011 года совместно с УВД и УФСИН России по Курганской области подписан приказ "О создании межведомственной аналитической группы по раскрытию и расследованию преступлений прошлых лет".
Подписано совместное указание от 08.08.2011 "О порядке взаимодействия подразделений органов внутренних дел УМВД России по Курганской области и следственного управления Следственного комитета по Курганской области при рассмотрении сообщений по фактам причинения потерпевшим тяжкого вреда здоровью и проведении первоначальных следственных действий по уголовным делам данной категории".
В настоящее время в стадии согласования находится совместный приказ с УМВД России по Курганской области "Об организации межведомственного взаимодействия при исполнении следственных поручений", а также приказ "Об организации взаимодействия следственного управления Следственного комитета по Курганской области и УФСИН России по Курганской области", которым регламентирован порядок взаимодействия при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных на территории исправительных учреждений области, и расследовании уголовных дел.
Кроме того, в целях повышения эффективности работы в данном направлении 14.04.2011 руководителем следственного управления издано распоряжение "Об организации работы по раскрытию преступлений, совершенных в прошлые годы".
В соответствии с приказом руководителя следственного управления по Омской области от 29.09.2011 N 196 "О порядке представления специальных донесений о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, а также иной обязательной информации в следственное управление" руководители следственных отделов следственного управления при возбуждении уголовных дел по фактам совершения преступлений в отношении журналистов и лиц, осуществляющих правозащитную деятельность, обязаны незамедлительно направлять специальные донесения в аппарат следственного управления, после чего ход расследования то указанным уголовным делам ставится на особый контроль, организуется эффективное взаимодействие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Издан совместный приказ руководителя следственного управления по Оренбургской области и начальника УМВД Россия по Оренбургской области от 10.10.2011/17.10.2011 N 1019/599 "О создании постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию и раскрытию убийств, совершенных в условиях неочевидности".
Совместным приказом следственного управления Следственного комитета по Орловской области, УМВД России по Орловской области и ОГУЗ "Орловское бюро СМЭ" от 03.10.2011 N 114/431/396 в следственном управлении создана и действует специализированная постоянно действующая следственно-оперативная группа (ПДСОГ) по расследованию убийств, иных тяжких и особо тяжких преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности, а также организованной преступной деятельности, разработано положение об организации работы ПДСОГ.
Следственным управлением принимаются меры организационного характера, направленные на повышение эффективности работы следственных органов на данном направлении деятельности.
Так, совместным приказом следственного управления Следственного комитета по Орловской области, прокуратуры Орловской области, УМВД России по Орловской области, ОГУЗ "Орловское бюро СМЭ" от 04.04.2011 N 48/16/113/27 "О порядке взаимодействия органов прокуратуры Орловской области, Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области, органов внутренних дел по Орловской области и экспертных учреждений Орловской области" детально регламентировано взаимодействие правоохранительных органов при осуществлении проверок по фактам безвестного исчезновения граждан на территории Орловской области.
Согласно указанию от 07.02.2011 N 28/213 "Об организации производства первоначальных неотложных следственных действий по сообщениям о преступлениях, подследственных органам СК России" от руководителей следственных отделов требуется надлежащим образом организовывать производство первоначальных неотложных следственных действий, выезды следователей для производства осмотра места происшествия, при выезде обеспечить всесторонне, полное и объективное выяснение всех обстоятельств происшедшего события во взаимодействии с правоохранительными органами и экспертными учреждениями.
В Ростовской области создано 15 постоянно действующих следственно-оперативных групп, в состав которых включены наиболее опытные следователи следственного управления и оперативные сотрудники Главного управления МВД России по Ростовской области, а также эксперты ЭКЦ Главного управления МВД и Бюро СМЭ Ростовской области.
Практика расследования уголовных дел о преступлениях в отношении потерпевших рассматриваемых категорий связанных, в том числе с насильственными посягательствами на предпринимателей, постоянно анализируется в следственном управлении, в территориальные следственные органы рассылаются информационные письма о положительном опыте и недостатках предварительного следствия.
Руководителями следственных управлений придается большое значение деятельности следственно-оперативных групп, поскольку их эффективность в раскрытии преступлений против личности очевидна. Однако в ряде докладных записок вопросы взаимодействия следственных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при выявлении, раскрытии и расследовании насильственных преступлений были проигнорированы и не освещены вовсе. Среди них - следственные управления Следственного комитета по Ямало-Ненецкому автономному округу, республикам Алтай, Адыгея, Карелия, Марий-Эл, (Саха) Якутия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Хакасия, Кабардино-Балкарской, Чувашской республикам, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Астраханской, Смоленской, Курской, Калужской, Костромской, Мурманской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Ульяновской, Ярославской областям, Чукотскому, Ханты-Мансийскому автономным округам, Еврейской автономной области.
В целях повышения эффективности взаимодействия следственных органов Следственного комитета с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, необходимо:
- принять меры к безусловному исполнению ведомственных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов о создании постоянно действующих следственно-оперативных групп, издать соответствующие межведомственные нормативные акты. Рассмотреть вопрос о целесообразности изменения составов действующих групп с включением представителей других ведомств. Дополнить совместные приказы, положения об их исполнении ссылкой на обязательность выезда группы на место происшествия в случае совершения преступления в отношении журналистов, правозащитников и представителей духовенства;
- пересмотреть организационно-распорядительные документы на предмет их обновления и внесения дополнений, касающихся анализируемой категории преступлений, в том числе направления специальных донесений:
- разработать методические рекомендации по алгоритму действий сотрудников правоохранительных органов при рассмотрении сообщений о преступлениях против личности, в том числе предпринимателей, журналистов, правозащитников и представителей духовенства;
- постоянно анализировать практику расследования преступлений против личности, в том числе анализируемой категории, распространять положительный опыт и принимать меры к профилактике нарушений по уголовным делам;
- активизировать работу по уголовным делам о нераскрытых преступлениях в отношении предпринимателей, представителей духовенства, журналистов, принять совместные с другими правоохранительными органами усилия, направленные на эффективное проведение следственных и оперативно-розыскных мероприятий.
Прошу содержание данного обзора довести до сведения подчиненных сотрудников. Принять исчерпывающие меры к повышению качества процессуальных проверок и организации работы следственных подразделений по обеспечению выполнения требований уголовно-процессуального законодательства при расследовании преступлений анализируемой категории.
Заместитель Председателя |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики взаимодействия сотрудников следственных и оперативно-розыскных подразделений при выявлении, предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений насильственного характера в отношении предпринимателей, журналистов, правозащитников и представителей духовенства
Текст обзора официально опубликован не был