Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
от 16 сентября 2014 г. N 3-16-65/77-14
Резолютивная часть решения оглашена 2 сентября 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия Московского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии - И.С. Климкиной,
членов Комиссии - А.И. Кладочной, А.В. Дерманца, Н.П. Коляндра,
рассмотрев материалы дела N 3-16-65/77-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 на странице 189 рекламы cars&luck, сайта http://www.carsandluck.ru с признаками нарушения статьи 16 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в присутствии представителя ООО "Издательство "За рулем" Гребенникова Е.Ю. (доверенность N 63/14-11 от 01.09.2014), установила:
дело N 3-16-65/77-14 возбуждено в отношении ООО "Издательство "За рулем" на основании обращения Шашко О.В. по факту распространения в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 на странице 189 рекламы cars&luck, сайта http://www.carsandluck.ru, с признаками нарушения статьи 16 Закона о рекламе, выразившимися в размещении текста рекламы в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
Комиссия Московского УФАС России, исследовав материалы дела, оценив доказательства, установила следующее.
Согласно свидетельству о регистрации Комитета Российской Федерации по печати номер 0110728, учредителем журнала "За рулем" является ОАО "За рулем" (107045, Москва, пер. Селиверстов, д. 10, корп. 1). В соответствии с графой "Примерная тематика и специализация", данное средство массовой информации не зарегистрировано в качестве рекламного издания, содержит ограничение "реклама не более 40%".
Таким образом, ОАО "За рулем" является издателем периодического печатного издания "За рулем", в том числе в период распространения рассматриваемой рекламы, что не оспаривается обществом.
ООО "Издательство "За рулем" является юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 11057747536527, ИНН 7719053300.
ООО "Издательство За рулем" в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 на странице 189 разместило рекламу cars&luck, сайта http://www.carsandluck.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 08 октября 2012 г. "О некоторых вопросах применения практики применения Арбитражными судами Федерального закона О рекламе", при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Информация, размещенная в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 на странице 189, содержит результаты проведения аукциона с указанием на сайт Cars&Luck http://www.carsandluck.ru. на котором после прохождения регистрации каждый желающий может стать участником на аукционных торгах.
Указанная информация, учитывая территорию распространения журнала "За рулем", доводится до неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.
Комиссией Московского УФАС России доводы ООО "Издательство "За рулем", изложенные в письменных пояснениях Общества (вх. N 32061 от 29.08.2014), в соответствии с которым что спорная информация является редакционным материалом, не отвечающим понятию рекламы, признаны необоснованными в связи со следующим.
Аналитические материалы - это сведения, полученные в результате исследования (познания) явлений и процессов, в основе которых лежит изучение составных частей, элементов изучаемого явления (процесса, предмета). К аналитическим материалам могут быть отнесены обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний. При этом анализ какого-либо сегмента рынка может быть сделан путем использования сравнительных, ценовых и иных характеристик товара, указаний на структуру, ценовую стратегию и политику продаж.
Справочно-информационные материалы содержат статистические, сводные или регулярно видоизменяющиеся полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.
Проводя границу между аналитическим, информационным материалом и рекламой, Комиссией Московского УФАС России учитывается, в первую очередь, направленность информационного сообщения в средстве массовой информации, цель извещения потребителя о предоставляемой ему информации.
Представляется обоснованным, что полезные данные, выраженные в обзорной, статистической, аналитической, сводной либо иной схожей форме, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений или объектов, представляющие собой конечный результат авторского труда третьего лица могут быть расценены как, в первую Очередь, справочно-информационные и аналитические материалы. Содержание аналитического материала направлено на обзор опыта либо исторического развития сегмента, но не конкретного субъекта, в частности, с использованием приемов анализа и верифицированного сравнения.
Спорная статья не содержит сравнительной характеристики представленного сайта, предназначенного для проведения интернет-аукциона. В нем отсутствуют какие-либо выводы автора относительно представленного материала, а лишь дается исключительно положительная характеристика сайта, на котором проводятся аукционные торги автомобилей Cars&Luck.
Таким образом, объектом рекламирования в настоящем случае выступает сайт Cars&Luck http://www.carsandluck.ru. аукцион по торгам автомобилями Cars&Luck.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что спорная информация, содержит наименование сайта Cars&Luck, крупное индивидуализирующее обозначение "Cars&Luck" вызывает у потребителей указанной информации устойчивую ассоциацию с конкретной услугой, а равно объекта рекламирования, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что информация (статья), в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 на странице 189, содержащая в себе описание итоги проведения аукциона на сайте Cars&Luck http://www.carsandluck.nl. является рекламой.
Согласно статье 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы, в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
В рассматриваемой рекламе отсутствует пометка "реклама", пометка "на правах рекламы".
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России при распространении в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 на странице 189, рекламы сайта Cars&Luck, установлено нарушение статьи 16 Закона о рекламе.
Согласно статьи 36 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статей 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Таким образом, реклама сайта Cars&Luck, распространенная в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 с нарушением статьи 16 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
ООО "Издательство "За рулем" не представлены документы, свидетельствующие о прекращении распространения рекламы с нарушением статьи 16 Закона о рекламе.
Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Целью выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе помимо пресечения выявленного нарушения является предупреждение аналогичных правонарушений в будущем.
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО "Издательство "За рулем" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать распространяемую ООО "Издательство "За рулем" рекламу сайта Cars&Luck, в журнале "За рулем" N 4 (994) апрель 2014 на странице 189 ненадлежащей в связи с нарушением требований статьи 16 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО "Издательство "За рулем" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Московского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
И.С. Климкина |
Члены Комиссии |
А.И. Кладочная |
|
А.В. Дерманец |
|
Н.П. Коляндра |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 16 сентября 2014 г. N 3-16-65/77-14
Текст решения официально опубликован не был