Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Г.Л. Мельниковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.Л. Мельникова оспаривает конституционность подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из представленных материалов, Г.Л. Мельникова с 1982 года работала в должности медицинской сестры цеховой (позднее - физиотерапевтической) в Медико-санитарной части N 14 Ленинградского Адмиралтейского объединения (с 20 ноября 2008 года - открытого акционерного общества "Адмиралтейские верфи"), учредителем которой являлся Исполнительный комитет совета народных депутатов Октябрьского района Санкт-Петербурга. После ликвидации Медико-санитарной части N 14, осуществленной на основании распоряжения главы администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 24 ноября 1995 года N 2245, заявительница была уволена и принята в порядке перевода с 4 января 1996 года на должность медицинской сестры терапевтического отделения (с 1 июня 2007 года - медицинской сестры по физиотерапии) во вновь образованный Медицинский центр, который является структурным подразделением ОАО "Адмиралтейские верфи", где и работала до декабря 2012 года.
Территориальным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации и судами общей юрисдикции Г.Л. Мельниковой было отказано в удовлетворении требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, в который не были засчитаны периоды работы в должности медицинской сестры в Медицинском центре ОАО "Адмиралтейские верфи".
По мнению Г.Л. Мельниковой, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 19 и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не допускает возможности установления тождественности выполняемой работы, занимаемой должности, организации тем должностям и учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.Л. Мельниковой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая норма закрепляет право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения, на досрочное пенсионное обеспечение, направлена на реализацию конституционного права на социальное обеспечение и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права граждан.
Как следует из материалов жалобы, нарушение своих прав заявительница связывает с отказом судов общей юрисдикции признать тождественность структурного подразделения - Медицинский центр ОАО "Адмиралтейские верфи" тем учреждениям здравоохранения (структурным подразделениям), которые предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781).
Однако оспариваемая норма не регулирует порядок исчисления продолжительности стажа, в том числе установления тождества организаций (структурных подразделений) в целях включения тех или иных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Вопрос же о том, может ли структурное подразделение открытого акционерного общества рассматриваться как тождественное учреждениям здравоохранения (структурным подразделениям), указанным в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а разрешается судами общей юрисдикции с учетом всех обстоятельств конкретного дела.
Проверка законности и обоснованности судебных решений также не входит в круг полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляется вышестоящими судами, включая Верховный Суд Российской Федерации, который обеспечивает и единообразие судебной практики.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мельниковой Галины Леонидовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 октября 2014 г. N 2308-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мельниковой Галины Леонидовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был