В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка (регистрационный N вх. N 4-1346 от 21.02.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной службой по тарифам Кировской области, рассмотрев представленные со стороны МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка и Региональной службой по тарифам Кировской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 22.11.2013 г. N 43/6 "О тарифах на техническую воду, питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Кирово-Чепецка", установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка заявляет требование к Региональной службе по тарифам Кировской области признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год расходы по статьям затрат: "Амортизация основных средств" - 4 089,51 тыс. руб. (водоснабжение), 4 432,92 тыс. руб. (водоотведение), "Налоги, сборы, платежи" - 955,00 тыс. руб. (водоснабжение), 1 314,00 тыс. руб. (водоотведение), а также объемные показатели в сфере водоснабжения - 3 901 и водоотведения - 7 475 .
Проведенный анализ представленных со стороны Региональной службы по тарифам Кировской области в адрес ФСТ России письмом (исх. N 581-66-01-10 от 07.03.2014 г., вх. N 4-2708 от 19.03.2014 г.) экспертных заключений по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка в разрезе оспариваемых в досудебном порядке статей расходов и объемных показателей установил следующее.
Региональной службой по тарифам Кировской области был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляется региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
В соответствии с п. 43 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями.
Положения Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47, действовавших на момент установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на 2014 год, не содержали норм, конкретизирующих порядок учета расходов по амортизации, в связи с чем ФСТ России полагает, что Региональная служба по тарифам Кировской области в процессе расчета и определения расходов по статье "Амортизация основных средств" на 2014 год должна была руководствоваться общими нормами права, в частности, действующими положениями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Указанная позиция также была впоследствии подтверждена положениями п. 28 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э), в соответствии с которым, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Согласно п. 18 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Согласно пункту 19 ПБУ 6/01, при линейном способе начисления амортизации (который применяет Заявитель), годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Согласно пункту 20 ПБУ 6/01, определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из ожидаемого срока использования этого объекта (в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью).
Анализ, приведенный Региональной службой по тарифам Кировской области в разделе "3. Анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов и прибыли" на стр. 3 экспертного заключения по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения (регулирующим органом составлено одно экспертное заключение по установлению двух различных видов цен (тарифов) - в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год) содержит информацию о том, что расходы на амортизацию основных средств для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка были определены регулирующим органом с учетом амортизации дополнительных объектов, переданных администрацией муниципального образования "Город Кирово-Чепецка" Кировской области.
При этом, вышеуказанный раздел экспертного заключения не содержит ссылок на представленные со стороны МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка обосновывающие материалы, на основании которых Региональной службой по тарифам Кировской области должны были производиться прямым счетом соответствующие расчеты экономически обоснованных расходов на амортизацию объектов основных средств (в том числе переданных администрацией муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области) на 2014 год с учетом положений законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также самих расчетов экономически обоснованных расходов.
На основании изложенного, произведенный Региональной службой по тарифам Кировской области анализ экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка по статье "Амортизация основных средств" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям пп. а), г), д) п. 26 Правил регулирования тарифов.
ФСТ России отмечает, что со стороны МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка в адрес Контрольно-ревизионного управления ФСТ России на досудебное рассмотрение спора была представлена обосновывающая документация, на основании которой Региональной службой по тарифам Кировской области могут быть произведены необходимые расчеты экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на 2014 год (с учетом возможности запроса недостающих материалов), а именно: акты приема-передачи муниципального имущества, передаваемого МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка в хозяйственное ведение на основании нормативных актов администрации муниципального образования "Город Кирово-Чепецк" Кировской области, оборотно-сальдовые ведомости по амортизации, а также произведенные организацией расчеты расходов по амортизации в разрезе видов деятельности (водоснабжение и водоотведение), выполненные по форме приложений 2.3 Методических указаний N 1746-э, содержащие сведения о первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных фондов.
По статье спора "Налоги, сборы, платежи" (спор по которой заявлен в части величины налога на имущество) ФСТ России отмечает, что согласно пп. ж) п. 38 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат), в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы, связанные с оплатой налогов и сборов (по видам соответствующих налогов).
Порядок начисления и уплаты налога на имущество организациями регламентирован гл. 30 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В рамках рассмотрения материалов досудебного спора было установлено, что Региональной службой по тарифам Кировской области были допущены аналогичные нарушения законодательства в рамках проводимой экспертизы по статье "Налоги, сборы, платежи" на 2014 год и в этой связи проведенный регулирующим органом анализ не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует положениям пп. а), г), д) п. 26 Правил регулирования тарифов.
На основании изложенного, ФСТ России считает целесообразным предписать Региональной службе по тарифам Кировской области произвести перерасчет экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка по статьям "Амортизация основных средств", "Налоги, сборы, платежи (в части налога на имущество)" на 2014 год прямым счетом с учетом анализа представленных со стороны регулируемой организации обосновывающих материалов, а также самостоятельно определить перечень недостающей документации, необходимой для проведения комплексного анализа по данным статьем затрат, запросить данную информацию и по факту ее получения определить корректный экономически обоснованный объем расходов, подлежащий учету при установлении цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на 2014 год.
По статье спора "Объемы реализации услуг в сфере водоснабжения и водоотведения" отмечается, что в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании расчетного объема отпуска воды и объема принятых сточных вод. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с п. 20 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47, действовавших на момент установления тарифов для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка, прогнозный объем реализации услуг в сфере водоснабжения и водоотведения на предстоящий период регулирования (2014 г.) должен был определяться Региональной службой по тарифам Кировской области на основании фактических данных прошлых лет организации, которые имелись в его распоряжении на момент установления тарифов на 2014 год (2010-2012 гг.) с учетом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства.
Также, согласно п. 4 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 г. N 1746-э, расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод определяются исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).
Динамика фактических объемов реализации услуг МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка в сфере водоснабжения и водоотведения за период 2010-2013 гг. представлена в таблице ниже:
|
фактические данные |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|
Отпуск воды, |
5 019,0 |
4 717,0 |
4 561,0 |
4 032,0 |
Прием сточных вод, |
9 359,8 |
8 846,5 |
8 666,8 |
7 806,0 |
На основании анализа данных, ФСТ России пришло к следующим выводам:
1) фактические объёмы реализации МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка услуг в сфере водоснабжения и водоотведения за последний отчетный год (2012 г.), документально подтвержденные формами федерального статистического наблюдения 22-ЖКХ "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", а также отчетными формами N 6-в и 6-к составили:
А) водоснабжение - 4 561,00 ;
Б) водоотведение - 8 666,8 .
За последний истекший год (2013 год), фактические показания по которому отсутствовали у Региональной службы по тарифам Кировской области на момент установления тарифов для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на 2014 год, также отображают динамику снижения объемов реализации организацией услуг.
В соответствии с данными форм 22-ЖКХ, а также 6-в и 6-к за 2013 год они составили:
А) водоснабжение - 4 032,00 , что ниже фактического показателя на 2012 год (4 561 ) на 11,59%;
Б) водоотведение - 7 806,00 , что ниже фактического показателя на 2012 год (8 666,8 ) на 9,93%.
2) средние фактические объёмы реализации услуг в сфере водоснабжения и водоотведения организации за 3 последних отчетных года (2010-2012 гг.), которые также документально подтверждены данными форм статистической отчетности 22-ЖКХ, 6-в, 6-к и показателями производственных программ, составили соответственно:
А) водоснабжение - (5 019 + 4 717 + 4 561) / 3 = 4 765,66 ;
Б) водоотведение - (9 359,8 + 8 846,5 + 8 666,8) / 3 = 8 957,70 .
3) снижение фактических объемов реализации Заявителем услуг в сфере водоснабжения и водоотведения за период 2010-2013 гг. составило в среднем: водоснабжение - 6,55% в год, водоотведение - 5,53% в год.
4) Региональная служба по тарифам Кировской области при установлении тарифов для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на услуги водоснабжения и водоотведения на протяжении последних 3 лет корректно и обоснованно принимала во внимание фактическое снижение объемов реализации данных коммунальных услуг и определила их для организации на 2014 год на уровне ниже фактических отчетных данных за 2012 год, имевшихся в ее распоряжении на момент установления соответствующих тарифов с учетом сложившейся динамики.
С учетом проведенного анализа, ФСТ России считает, что Региональной службой по тарифам Кировской области в процессе установления тарифов для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год не было допущено нарушений действующего законодательства в части определения и учета плановых показателей объемов реализации услуг на 2014 год, в связи с чем полагает его объективным и экономически обоснованным.
В связи с изложенным ФСТ России полагает требования организации по данному компоненту спора необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Одновременно с этим, ФСТ России считает целесообразным предписать Региональной службе по тарифам Кировской области провести анализ фактически понесенных экономически обоснованных расходов (недополученного дохода) МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка по данной статье спора по итогам деятельности за 2014 год и с учетом всех имеющихся в его распоряжении обоснований и учесть соответствующие выявленные неучтенные расходы (недополученные доходы) при установлении тарифов на последующие периоды регулирования.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 24.10.2014 г. N СЗ-194) приказываю:
1. Частично удовлетворить требования МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка, изложенные в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Региональной службой по тарифам Кировской области.
2. Органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в установлении решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 22.11.2013 г. N 43/6 для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на 2014 год тарифов, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, оформив экспертные заключения по делам об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год в соответствии с законодательством;
б) в срок до 1 декабря 2014 года привести решение Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 22.11.2013 г. N 43/6 в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, установив экономически обоснованные ставки тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка на 2014 год, при этом произвести перерасчет экономически обоснованных расходов организации по статьям "Амортизация основных средств", "Налоги, сборы, платежи" (в части налога на имущество) прямым счетом с учетом всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Региональной службы по тарифам Кировской области (в том числе с учетом возможности запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации), и в случае выявления неучтенных экономически обоснованных расходов МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка учесть их в установленном порядке при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для организации на 2015 год.
3. Отказать в остальной части заявленных МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- копии решения о приведении решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 22.11.2013 г. N 43/6 в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кировской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принималось данное решение;
- экспертных заключений по делам об установлении для МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год (с приложением сводных калькуляций затрат), соответствующих установленным законодательством требованиям.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2014 г. N 1868-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении МУП "Водоканал" города Кирово-Чепецка о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной службой по тарифам Кировской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 21 ноября 2014 г. N 43