Решение Верховного Суда РФ от 16 октября 2014 г. N АКПИ14-1023
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N АПЛ14-662 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в состав:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зенченко В.И. о признании недействующими пунктов 3, 4 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, и пункта 2 Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326, установил:
постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 и от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены соответственно Правила индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила от 27 декабря 2004 г. N 847), и Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм (далее - Правила от 25 мая 2005 г. N 326). Нормативные правовые акты официально опубликованы 27 декабря 2004 г. и 30 мая 2005 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, 31 декабря 2004 г. и 8 июня 2005 г. в "Российской газете".
Пунктом 3 Правил от 27 декабря 2004 г. N 847 предусмотрено, что ежемесячные денежные компенсации, установленные пунктом 25 части первой статьи 14 и пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", индексируются с 1 июня 2004 г. с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно приложению N 3, а абзацем первым пункта 4 этих правил предписано индексировать ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с 1 июня 2004 г. с применением коэффициента 1,38, определенного нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год".
В соответствии с пунктом 2 Правил от 25 мая 2005 г. N 326 ежемесячные денежные компенсации и ежемесячная денежная сумма индексируются за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. с применением коэффициентов соответственно 1,12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год".
Зенченко В.И. - участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС - обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3, 4 Правил от 27 декабря 2004 г. N 847 и пункта 2 Правил от 25 мая 2005 г. N 326, устанавливающих порядок индексации сумм в счет возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 2002 по 2004 год, пропорционально росту инфляции в целом по Российской Федерации, со дня их принятия. В обоснование заявленного требования указал, что с 8 июля 2004 г. ему установлена II группа инвалидности и ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, в размере 3450 руб., который был определен путем индексации указанной компенсации в размере 2500 руб., предусмотренной для инвалидов II группы статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Коэффициент уровня роста прожиточного минимума в Краснодарском крае за период с 2002 по 2004 год существенно превышает уровень инфляции в целом по Российской Федерации, поэтому индексация сумм в счет возмещения вреда за указанный период должна производиться пропорционально росту уровня прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемые пункты, предписывающие производить индексацию сумм в счет возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 2002 по 2004 год, пропорционально росту инфляции в целом по Российской Федерации, противоречат части второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ во взаимосвязи с положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П.
В судебное заседание заявитель не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Зенченко В.И. - Мелешников Ю.В. поддержал заявленные требования.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, представляющее в соответствии с поручением от 20 августа 2014 г. N АД-П12-6308 интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречат действующему федеральному законодательству, права и свободы Зенченко В.И. не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заявителя Мелешникова Ю.В., представителя заинтересованного лица Черкасова А.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1) гарантирует гражданам Российской Федерации установленные данным законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (часть первая статьи 3 в редакции от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1) и частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции данного федерального закона), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год" и "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, утвердило Правила от 27 декабря 2004 г. N 847 и Правила от 25 мая 2005 г. N 326, определяющие порядок индексации соответствующих выплат гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исходя из уровня инфляции, предусмотренного федеральными законами о бюджете Российской Федерации на соответствующие годы.
Данный принцип индексации (исходя из уровня инфляции) основан на нормах Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в действующей редакции и не противоречит ему. Индексация сумм в счет возмещения вреда пропорционально уровню роста прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, к чему, по сути, сводятся требования заявителя, названным законом либо иным федеральным законом не предусмотрена.
Необоснованна и ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П. Правовая позиция, выраженная в этом постановлении, реализована в Федеральном законе от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, на нормах которого основаны оспариваемые заявителем нормативные положения.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N 364-0 суды могут принимать решения об индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума субъектов Российской Федерации в качестве конституционно-правовой меры временного характера - впредь до внесения изменений федеральным законодателем в правовое регулирование. В настоящее время, как указано выше, федеральным законодателем такое правовое регулирование произведено.
Таким образом, Правила от 27 декабря 2004 г. N 847 и Правила от 25 мая 2005 г. N 326 приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в оспариваемой части не противоречат федеральному закону, прав и свобод заявителя не нарушают.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Зенченко В.И. о признании недействующими пунктов 3, 4 Правил индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, и пункта 2 Правил индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 октября 2014 г. N АКПИ14-1023
Текст решения официально опубликован не был