Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2014 г. N 23-КГ14-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова B.C. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 октября 2014 г. гражданское дело по иску Джамалханова Б.С. к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Шапиева М.М. на решение Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 3 декабря 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 18 февраля 2014 г., которыми исковые требования Джамалханова Б.С. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., выслушав объяснения Джамалханова Б.С. и его представителя Сусуркаева В.Х., полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Джамалханов Б.С. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указал на то, что по достижении пенсионного возраста он обратился в Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему государственные должности Чеченской Республики. Стаж замещения государственных должностей составляет 1 год 8 месяцев 7 дней. Однако ответчиком ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет. Полагая данный отказ незаконным, просил возложить на ответчика обязанность по назначению пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственные должности Чеченской Республики.
Решением Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 3 декабря 2013 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 18 февраля 2014 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Шапиева М.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики Шапиева М.М. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 17 июля 2014 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C. от 15 сентября 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации представитель Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил. Руководствуясь ст. 385 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Джамалханов Б.С. в период с 25 июля 1994 г. по 20 марта 1995 г. замещал должность первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики (л.д. 30), а с 4 ноября 1995 г. по 16 ноября 1996 г. - должность заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики (л.д. 31). Суммарная продолжительность периода замещения государственных должностей Чеченской Республики составляет 1 год 8 месяцев 7 дней.
1 апреля 2013 г. истец обратился в Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему государственные должности Чеченской Республики.
В письме Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики от 30 мая 2013 г. Джамалханову Б.С. было сообщено об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, а также разъяснено, что в соответствии с Законом Чеченской Республики от 23 июня 2008 г. N 28-РЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим (замещающим) государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики" право на пенсию имеют лишь лица, замещавшие (замещающие) должности государственной гражданской службы Чеченской Республики с 27 января 2001 г. и позднее на постоянной основе не менее 12 полных месяцев, при наличии стажа замещения государственной службы не менее 15 лет - для мужчин и не менее 12 лет - для женщин.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Джамалханова Б.С., суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не содержит ограничения, устанавливающего право на пенсию за выслугу лет лишь лицам, замещавшим (замещающим) с 27 января 2001 г. и позднее на постоянной основе не менее 12 полных месяцев государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики, в связи с чем пришёл к выводу о том, что истец имеет право на назначение пенсии за выслугу лет, как лицо, замещавшее государственные должности Чеченской Республики.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит приведённые выводы судебных инстанций основанными на неправильном толковании положений норм материального права по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации (п. "ж" ч. 1 ст. 72) и Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (п. 4 ст. 2) социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим, к числу которых относятся и гражданские служащие субъектов Российской Федерации, гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
Специальный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и её субъектов, на федеральном уровне отсутствует.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определение условий предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектов Российской Федерации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
Аналогичная норма содержится и в п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок и условия для признания за лицом, замещавшим (замещающим) должности государственной гражданской службы в Чеченской Республике, права на пенсию за выслугу лет предусмотрены в Законе Чеченской Республики от 23 июня 2008 г. N 28-РЗ "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим (замещающим) государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики" (далее - Закон Чеченской Республики от 23 июня 2008 г. N 28-РЗ).
Частью 1 ст. 2 Закона Чеченской Республики от 23 июня 2008 г. N 28-РЗ предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие (замещающие) с 27 января 2001 г. и позднее на постоянной основе не менее 12 полных месяцев государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики, получающие денежное вознаграждение (денежное содержание) за счёт средств бюджета Чеченской Республики при соблюдении условий, предусмотренных данным Законом.
Таким образом, указанным Законом субъекта Российской Федерации - Чеченской Республики предусмотрены определённые условия для признания за гражданином права на назначение пенсии за выслугу лет.
Судом при разрешении настоящего спора установлено, что Джамалханов Б.С. замещал должность ... Чеченской Республики в период с 25 июля 1994 г. по 20 марта 1995 г., ... Чеченской Республики с 4 ноября 1995 г. по 16 ноября 1996 г. Джамалханов Б.С. 16 ноября 1996 г. уволен с должности ... Чеченской Республики в связи с ликвидацией Правительства Чеченской Республики (л.д. 30-31).
Джамалханов Б.С. с 27 января 2001 г. и позднее на постоянной основе не менее 12 полных месяцев государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики, предусмотренные Реестром государственных должностей государственных служащих Чеченской Республики, утверждённым Указом главы администрации Чеченской Республики от 27 января 2001 г. N 9, не замещал, поэтому отсутствуют необходимые условия, определённые Законом Чеченской Республики от 23 июня 2008 г. N 28-РЗ, для признания за ним права на назначение пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственные должности Чеченской Республики.
Довод суда первой инстанции об отсутствии в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" ограничения, устанавливающего право на пенсию за выслугу лет лишь лицам, замещавшим (замещающим) с 27 января 2001 г. и позднее на постоянной основе не менее 12 полных месяцев государственные должности Чеченской Республики и должности государственной гражданской службы Чеченской Республики, и в связи с этим возможности применения к спорным отношениям положений данного Федерального закона, основаны на неправильном применении норм материального права.
Закон Чеченской Республики от 23 июня 2008 г. N 28-РЗ принят субъектом Российской Федерации по предмету совместного ведения до принятия соответствующего федерального закона, регулирующего отношения государственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, в соответствии с предоставленными ему федеральным законом полномочиями. При этом субъектом Российской Федерации реализовано предусмотренное ст. 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации право органов государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счёт собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.
Выплачиваемые государственным служащим Чеченской Республики пенсии за выслугу лет к выплатам по государственному пенсионному обеспечению не относятся, а осуществляются органами государственной власти Чеченской Республики при наличии условий, определённых Законом Чеченской Республики от 23 июня 2008 г. N 28-РЗ в качестве реализации дополнительных к установленным федеральным трудовым пенсиям мер социальной поддержки государственных служащих Чеченской Республики.
При таких обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у истца права на назначение пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему государственные должности Чеченской Республики, являются ошибочными, поскольку такие должности он с 27 января 2001 г. не замещал.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Джамалханова Б.С., не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 3 декабря 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 18 февраля 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Джамалханова Б.С. к Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет отказать.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов B.C. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2014 г. N 23-КГ14-6
Текст определения официально опубликован не был