В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления ОАО "ЛОЭСК" (регистрационный номер вх. N 4-6506 от 22.09.2014 г.) о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области рассмотрев представленные ОАО "ЛОЭСК" и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также - ЛенРТК) обосновывающие материалы, установлено следующее.
Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики Распоряжением от 30.06.2014 г. N 98-р "О внесении изменений в распоряжение комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2011 года N 139-р "Об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии и об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые открытым акционерным обществом "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" открытому акционерному обществу "Ленэнерго" на территории Ленинградской области, на 2012-2014 годы" установил индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области и необходимую валовую выручку для ОАО "ЛОЭСК" на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год.
ОАО "ЛОЭСК" просит ФСТ России распоряжение Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области N 98-р от 30.06.2014 г. в оспариваемой части отменить, учесть в необходимой валовой выручке (далее - НВВ) ОАО "ЛОЭСК" на 2014 год 139 669,18 тыс. руб. (исключенные из НВВ ОАО "ЛОЭСК" на 2014 год распоряжением ЛенРТК N 98-р от 30.06.2014 г. из статьи расходов "капитальные вложения из прибыли") и 34 917,30 тыс. руб. (исключенные из НВВ ОАО "ЛОЭСК" на 2014 год распоряжением ЛенРТК N 98-р от 30.06.2014 г. из статьи расходов "налог на прибыль" как результат арифметического пересчета НВВ с учетом корректировки в сторону уменьшения).
В рамках исполнения положений п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. N 542 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам компенсации сетевым организациям выпадающих доходов, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, и принятии тарифных решений" Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области распоряжением от 30.06.2014 г. N 98-р исключил из необходимой валовой выручки ОАО "ЛОЭСК" на 2014 год расходы по статьям "Услуги ОАО "ФСК ЕЭС" (-3 517,7 тыс. руб.), "Капитальные вложения из прибыли" (-139 669,18 тыс. руб.), "Налог на прибыль" (-34 917,3 тыс. руб.).
ОАО "ЛОЭСК" в заявлении о досудебном рассмотрении спора оспариваются только расходы, учтенные при корректировке необходимой валовой выручки на 2014 год по статьям "Капитальные вложения из прибыли" и "Налог на прибыль".
ФСТ России отмечает, что в нарушение п. 22 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области к делу об установлении тарифов не приобщено экспертное заключение, содержащее, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по всем статьям расходов, включаемых в необходимую валовую выручку ОАО "ЛОЭСК".
В соответствии с п. 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами 2-10 настоящего пункта. Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации отдельных мероприятий инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в том числе организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, не должен превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики.
Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. Это положение не учитывается в случае применения к организации метода доходности инвестированного капитала.
При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта. Указанные расходы не учитываются при расчете необходимой валовой выручки организаций, государственное регулирование цен (тарифов) которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала.
Утвержденная инвестиционная программа ОАО "ЛОЭСК" на 2014 год предполагает реализацию мероприятий, финансируемых за счет средств, получаемых в выручке от оказания услуг по передаче электрической энергии на сумму 1 146 195 тыс. руб.
Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в НВВ ОАО "ЛОЭСК" на 2014 год учтены расходы по статье "Амортизация" в сумме 762 489,74 тыс. руб.
Таким образом, экономически обоснованная величина расходов ОАО "ЛОЭСК" по статье "Капитальные вложения из прибыли" составляют 383 705,26 тыс. руб. (1 146 195 - 762 489,74), что меньше требований ОАО "ЛОЭСК" (349 118,95 тыс. руб.).
Таким образом, требования ОАО "ЛОЭСК" по статье "Капитальные вложения из прибыли" на 2014 год подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат расходы по статье "Капитальные вложения из прибыли" в сумме 139 669,18 тыс. руб. (349 118,95 - 209 449,77).
В связи с удовлетворением требований ОАО "ЛОЭСК" по статье "Капитальные вложения из прибыли" расходы по статье "Налог на прибыль" подлежат пересчету. Дополнительному учету подлежат расходы по статье "Капитальные вложения из прибыли" в сумме 34 917,3 тыс. руб. (139 669,18/0,8*0,2), что соответствует требованиям ОАО "ЛОЭСК".
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые подробно изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 10.10.2014 г. N СЗ-187), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ОАО "ЛОЭСК", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
2. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при расчете необходимой валовой выручки для ОАО "ЛОЭСК":
- расходы по статье "Капитальные вложения из прибыли" в сумме 349 118,95 тыс. руб., (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области расходы в сумме 139 669,18 тыс. руб.);
- расходы по статье "Налог на прибыль" в размере 119 789,78 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат неправомерно неучтенные Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области расходы в сумме 34 917,3 тыс. руб.).
Неучтенные Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области экономически обоснованные расходы в общей сумме 174 586,48 тыс. руб. подлежат дополнительному учету при установлении для ОАО "ЛОЭСК" цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2015 год.
3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:
- в установленном порядке принять решение об установлении для ОАО "ЛОЭСК" цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год, рассчитанных в соответствии с законодательством и настоящим приказом с 01.01.2015 г.;
- при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "ЛОЭСК" на 2015 год осуществить дополнительный учет неправомерно неучтенных при установлении указанных цен (тарифов) на 2014 год экономически обоснованных расходов ОАО "ЛОЭСК", указанных в пункте 2 настоящего приказа.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего приказа решения проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось вышеуказанное решение.
5. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "ЛОЭСК".
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 20 октября 2014 г. N 1746-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "ЛОЭСК" о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 28 ноября 2014 г. N 44