Положение
о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении
(Приложение N 29 к Протоколу шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Баку, 21-22 октября 2014 г.))
1. Общие положения
1.1. Фирменными считаются поезд или группа вагонов в составе поезда, курсирующие в международном сообщении между государствами, участвующими в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (далее - Совет), отвечающие требованиям настоящего Положения о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении (далее - Положение) и которым в порядке, установленном Положением, присвоена категория "фирменный (фирменная)".
1.2. Категория "фирменный (фирменная)" присваивается Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (далее - Дирекция Совета) по представлению железнодорожной администрации (Приложение N 1) при условии курсирования в этом направлении альтернативного поезда (группы вагонов).
1.3. Аттестация на категорию "фирменный (фирменная)" проводится комиссией, в соответствии п.10 настоящего Положения. Присвоение данной категории удостоверяется выдачей Дирекцией Совета аттестата (свидетельства) установленного образца (Приложения N 2 и 2а). Аттестат (свидетельство) выдаются на срок, согласованный аттестационной комиссией, но не более, чем на 5 лет.
Дирекция Совета обеспечивает изготовление достаточного количества бланков аттестатов (свидетельств) и рамок для выдачи железнодорожным администрациям.
1.4. Фирменный поезд должен иметь индивидуальные название и символику, утверждаемые железнодорожной администрацией, к которой относится предприятие формирования поезда. Дополнительно название фирменного поезда отражается в книгах расписаний, рекламно-информационных ресурсах и может отражаться на информационных табло вокзалов.
В целях исключения повторений, присвоение названия фирменному поезду в международном сообщении производится по предварительному согласованию с причастными железнодорожными администрациями и Дирекцией Совета.
Категория "фирменный" указывается на маршрутном указателе вагона на национальном и русском языках.
Название фирменного поезда может указываться на наружной боковой стене вагона на национальном или русском языке.
1.5. Расписание движения фирменного поезда и поездов с включенной в них фирменной группой вагонов разрабатывается с учетом наиболее удобного времени отправления и прибытия по станциям формирования и назначения, а также наименьшим временем в пути следования по сравнению с альтернативными поездами, курсирующими по данному маршруту.
2. Требования к фирменному поезду, фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении
2.1. Фирменный поезд, фирменная группа вагонов должны быть сформированы из вагонов, аттестованных на право курсирования в фирменных поездах, и находящихся в эксплуатации:
- не более 15 лет после постройки;
- не более 10 лет после производства модернизации, капитально- восстановительного ремонта или капитального ремонта с продлением срока службы.
В состав фирменного поезда, по согласованию с причастными железнодорожными администрациями, могут быть включены багажные, почтово-багажные и почтовые вагоны, окрас кузова которых соответствует дизайну всего поезда.
2.2 Фирменную группу вагонов рекомендуется включать в состав скорого пассажирского поезда.
2.3. Если на любой из станций по маршруту следования фирменного поезда, фирменной группы вагонов посадка и высадка пассажиров производится с низкой платформы или междупутий, вагоны должны быть оборудованы откидной дополнительной (четвертой) ступенькой.
2.4. Кузова вагонов или их отдельные части могут иметь отличительную окраску в соответствии с утвержденной символикой фирменного поезда.
2.5. В каждом вагоне фирменного поезда (фирменной группы вагонов) должны быть установлены с обеих сторон:
- маршрутные указатели с указанием названия поезда и маршрута его следования,
- номер вагона.
При наличии в составе поезда вагонов с переменным трафаретом, они должны быть снабжены двумя маршрутными указателями (с указанием маршрута до перемены трафарета и после перемены трафарета), устанавливаемыми при следовании по указанному маршруту.
2.6. Окна вагонов должны подвергаться наружной и внутренней очистке и мойке перед каждой подачей под посадку пассажиров в пунктах формирования и оборота, обеспечивать безусловную прозрачность, герметичность, без каких-либо следов проникновения пыли, воды, снега внутрь вагона.
Окна купе должны быть оборудованы затемняющими шторами.
2.7. Находящиеся в вагоне устройства, приспособления, оборудование, указанные в техническом паспорте вагона, должны быть в наличии и исправны, заводского изготовления и однотипные, а при замене неисправных - не отличаться цветом, формой и др.
2.8. Облицовка и окрашенные места салонов, купе, тамбуров вагонов не должны иметь повреждений, ржавчины, загрязнений, потеков краски, клея и пр.
2.9. Санитарно-техническое состояние вагонов должно соответствовать требованиям "Санитарных правил пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в международном сообщении" (далее - Санитарные правила), утвержденных Советом.
2.10. Все пассажирские вагоны должны иметь полный комплект съемного инвентаря и имущества, не отличающегося по цвету и рисунку в пределах вагона.
2.11. В коридорах купейных вагонов (СВ) должны быть ковровые дорожки, а в купе - коврики, в плацкартных вагонах допускается их отсутствие.
2.12. В комплект постельных принадлежностей входят: матрац с чехлом, подушка, одеяло. В вагонах с двухместными купе дополнительно могут включаться чехлы на диван.
2.13. В комплект постельного белья входят: две простыни, наволочка закрытого типа, полотенце. В вагонах с двухместными купе в комплект включаются: пододеяльник, простыня, наволочка, два полотенца - махровое и льняное.
2.14. На все предметы постельных принадлежностей и мягкого съемного инвентаря должна быть нанесена дата ввода в эксплуатацию. Срок эксплуатации не должен превышать сроки, указанные в Приложении N 3.
2.15. Комплекты постельного белья должны упаковываться в индивидуальные одноразовые пакеты с указанием предприятия, производившего стирку белья и номера комплектовщика. Белье должно быть чистым, сухим и хорошо отглаженным.
Не допускается выдача пассажирам и застилка постельного белья с изъянами (застиранного, рваного, c пятнами и т.п.).
2.16. Мягкий съемный инвентарь вагона должен быть чистым и без следов загрязнений.
2.17. Санитарная обработка съемного инвентаря вагона должна производиться в соответствии с требованиями Санитарных правил.
2.18. В вагоне должны быть в наличии и исправны:
а) огнетушители и другие средства пожаротушения согласно "Нормам оснащения подвижного состава железнодорожного транспорта в международном сообщении между государствами - участниками СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики первичными средствами пожаротушения", утвержденным Советом;
б) система пожарной сигнализации;
в) система кондиционирования воздуха;
г) в купейных вагонах откидные лестницы для подъема пассажиров на верхние спальные места или переносные лестницы-стремянки;
д) ремни безопасности для верхних полок (не оборудованных предохранительными скобами);
е) оконные занавески;
ж) вешалки для одежды по 1 на каждое место в купейных вагонах, по 2 - в вагонах с двухместными купе;
з) холодильник;
и) микроволновая печь;
к) не менее одного экологически чистого туалетного комплекса на вагон.
л) мусоросборник.
2.19. В состав фирменного поезда, фирменной группы вагонов могут включаться вагоны повышенной комфортности с предоставлением пассажирам дополнительного платного сервисного обслуживания.
2.20. В состав фирменного поезда могут быть включены вагон-ресторан, вагон-буфет или вагон-кафе.
2.21. Все вагоны должны быть оборудованы:
а) внутрипоездной связью (связь начальника поезда с проводниками вагонов),
б) радиотрансляционной сетью;
в) в штабном вагоне поезда должна находиться радиостанция для связи начальника поезда с локомотивной бригадой.
2.22. По радиотрансляционной сети пассажирам должна предоставляться следующая информация:
а) об обслуживающем поезд (вагоны) предприятии и поездной бригаде;
б) о правилах проезда пассажиров и предоставляемых услугах;
в) о проезде санитарных зон городов;
г) о времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок поезда (вагонов) на станциях при отправлении поезда из пунктов формирования и оборота составов, в случае изменений в графике движения поезда;
д) о распорядке работы вагона-ресторана, вагона-кафе;
е) о проведении таможенного и пограничного контроля;
Вниманию пассажиров может быть предоставлена и другая информация:
- об ассортименте реализуемой продукции, дополнительных услугах, предоставляемых в поезде;
- познавательного характера о достопримечательностях проезжаемых мест;
- развлекательные концертные программы;
- последние известия о международных, государственных событиях местных радиостанций.
2.23. В салоне вагона фирменного поезда, фирменной группы вагонов в зоне видимости пассажира должна присутствовать следующая информация:
а) Правила проезда пассажиров в поездах международного сообщения;
б) расписание следования поезда со схемой маршрута следования;
в) перечень бесплатных и платных (с указанием стоимости) услуг, предоставляемых в поезде;
г) адрес предприятия формирования поезда и вышестоящей организации;
д) информация о месте нахождения книги отзывов и предложений по улучшению обслуживания пассажиров;
е) другая информация по усмотрению железнодорожной администрации формирования поезда.
2.24. Информация в салоне вагона и по радиотрансляционной сети должна быть представлена на языке государства формирования поезда и русском языке, а также, дополнительно и по усмотрению железнодорожной администрации формирования поезда - на других языках.
2.25. В штабном вагоне фирменного поезда должны находиться:
а) радиопункт;
б) радиостанция для связи начальника поезда с локомотивной бригадой;
в) рейсовый журнал, книга отзывов и предложений по улучшению обслуживания пассажиров;
г) медицинская аптечка;
д) санитарные носилки;
е) аварийная аптечка (опломбированная);
ж) тарифные таблицы дорог следования поезда;
з) бланки документов, необходимые начальнику поезда для оформления проезда, штрафов, сборов;
и) рейсовый санитарный журнал;
к) укладка противоэпидемическая;
л) средства индивидуальной защиты при пожаре;
м) график работы радиопункта;
н) текст обращения начальника поезда;
о) журнал связи "ЛНП-машинист";
п) список проводников вагонов, аттестованных на право обслуживания фирменного поезда;
р) цветная копия аттестата (свидетельства) категории фирменный, список вагонов, аттестованных и закрепленных за фирменным поездом.
с) принадлежности для оказания бытовых услуг.
Дополнительно штабной вагон может быть оборудован купе для лиц с ограниченными физическими возможностями и подъемником для инвалидов-колясочников.
2.26. В каждом вагоне, на всем пути следования должны быть:
а) инвентарь для обслуживания вагонов проводниками;
б) чистящие, моющие, протирочные средства в соответствии с санитарными правилами, действующими на дороге формирования поезда;
в) вода для кипятильников, умывания пассажиров, смыва умывальников и туалетов, мытья посуды и уборки вагонов;
г) бумажное полотенце, мыло и туалетная бумага должны быть в каждом туалете;
д) посуда чайная и столовая;
е) одежная и сапожная щетки.
3. Требования к подготовке вагонов в рейс
3.1. Подготовка вагонов в рейс должна осуществляться в соответствии с требованиями Санитарных правил, Правил пользования пассажирскими вагонами в международном сообщении (далее - ПППВ), технологического процесса подготовки и экипировки пассажирских вагонов в рейс.
3.2 Состав фирменного поезда должен быть сформирован в соответствии с утвержденной схемой поезда. Включение в состав фирменного поезда вагонов, не предусмотренных схемой поезда, запрещается.
3.3. К моменту подачи поезда (вагонов) под посадку должны быть выполнены следующие операции:
а) установлены маршрутные указатели и порядковые номера на всех вагонах;
б) постелены в купе и коридорах купейных вагонов дорожки и коврики;
в) заправлены постели в вагонах с двухместными купе;
г) аккуратно одеты солнечные занавески;
д) накрыты салфетками столики в купе;
е) вывешена на двери служебного купе табличка с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника вагона.
4. Организация посадки пассажиров в вагон
4.1. Состав должен быть подан под посадку пассажиров согласно служебному плану - графику работы станции, но не позднее, чем за 30 минут до отправления поезда.
4.2. Проводник вагона должен быть в одежде установленной формы и готов к посадке пассажиров.
5. Требования к обслуживающему персоналу
5.1. Комплектование поездных бригад для обслуживания производится из числа работников, имеющих стаж работы по данной специальности не менее 2-х лет и прошедших аттестацию на право обслуживания фирменных поездов по нормам обслуживания, действующим на железнодорожной администрации предприятия формирования поезда, исходя из времени нахождения поезда в рейсе. Поездная бригада должна знать русский и национальные языки железнодорожной администрации формирования фирменного поезда (фирменной группы вагонов).
5.2. Поездной электромеханик назначается, независимо от дальности следования поезда.
5.3 В пассажирских поездах составностью 20 и более вагонов, в поездную бригаду включается второй электромеханик.
5.4. Проводник вагона должен быть обучен приемам оказания первой медицинской помощи пассажирам, знать и выполнять свои обязанности при обнаружении пожара и в других экстремальных ситуациях.
5.5. Каждый проводник должен иметь удостоверение личности и личную медицинскую книжку. Не допускаются в рейс проводники вагонов, не прошедшие санитарный минимум и медицинский осмотр с соответствующими отметками в личной медицинской книжке. Периодическое обучение и проверку знаний нормативных документов по санитарному минимуму проводники вагонов должны проходить один раз в год с отметкой в личной медицинской книжке.
5.6. Во время исполнения служебных обязанностей все работники поездной бригады должны быть одеты в форменную одежду, одинакового цвета и покроя, сочетающую в себе удобство, практичность и элегантность. С левой стороны форменной одежды крепится карточка с указанием наименования поезда, должности, фамилии, имени, отчества.
5.7. При приготовлении чая, кофе, разноске их пассажирам проводники вагонов должны надевать санитарную одежду, применяемую на железнодорожной администрации предприятия формирования поезда.
Санитарная одежда должна быть одинаковой во всех вагонах, храниться чистой и выглаженной отдельно от других видов одежды проводника.
5.8. При проведении уборки вагонов, санузлов, работ по обслуживанию систем водоснабжения и отопления во время рейса проводник вагона должен быть одет в спецодежду.
Спецодежда должна храниться отдельно от других видов одежды.
5.9. Ношение форменной, санитарной и специальной одежды обязательно для проводника фирменного поезда и должно соответствовать выполняемой работе.
5.10. Работники поездной бригады должны заблаговременно информировать пассажиров о предстоящем прохождении пограничного и таможенного контроля, оказывать содействие представителям пограничных и таможенных органов в проведении контроля.
5.11. Работники поездной бригады должны быть вежливыми, приветливыми, предупредительными в обращении с пассажирами, уметь применять основы этики при обращении с пассажирами и в то же время требовать от них точного выполнения установленных правил.
6. Требования к предоставляемым услугам
6.1. Гарантированный минимум бесплатных услуг:
а) приготовление и разноска чая и кофе;
б) уборка салона, купе и санузлов;
в) доставка постельных принадлежностей к занимаемому пассажиром месту в вагоне;
г) застилка постельного белья и его уборка, по желанию пассажира;
д) выдача одежных и сапожных щеток;
е) обеспечение информацией, предусмотренной пунктами 2.22 и 2.23;
ж) пользование аптечкой;
з) оказание первой медицинской помощи;
и) выдача ремней безопасности для верхних полок (не оборудованных предохранительными скобами);
к) пользование уголком бытовых услуг (иголкой с ниткой для срочного ремонта одежды и др.);
л) зарядка телефонов;
м) пользование электрическими розетками;
н) доставка заказанной продукции в купе из вагона-ресторана, вагона-буфета или вагона-кафе.
6.2. Гарантированный минимум платных услуг:
а) предоставление горячего питания (при наличии вагона-ресторана, вагона-буфета или вагона-кафе);
б) предоставление комплекта постельных принадлежностей;
в) предоставление чая или кофе;
г) продажа прохладительных напитков;
Продукция чайной торговли должна быть на всем пути следования и предоставляться по обращению пассажира круглосуточно.
7. Требования к условиям пребывания пассажиров в вагоне
7.1. Уровень шума в вагоне при движении поезда, освещенность горизонтальной поверхности в вагоне, перемещение с линейным и угловым ускорением, температура воздуха в зимнее и летнее время, чистота и кратность обмена воздуха должны соответствовать требованиям нормативных документов, действующих в рамках Совета.
В течение всей поездки пассажиры должны обеспечиваться охлажденной кипяченой водой. Качество воды, подаваемой в пассажирские вагоны, должно соответствовать требованиям стандарта, действующего на станции формирования поезда и дорогах следования поезда.
7.2. Во всех вагонах системы принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха должны быть в исправном состоянии.
7.3. Во время следования поезда пассажиры должны иметь возможность беспрепятственно пользоваться санузлами (кроме времени стоянки поездов и прохода санитарных зон).
При оборудовании вагонов экологически чистыми туалетными комплексами (ЭЧТК) разрешается пользоваться ими и на стоянках, за исключением стоянок для прохождения пограничного и таможенного контроля.
7.4. Доставка постельных принадлежностей в купе, застилка и уборка являются обязанностью проводника вагона. Уборка постельного белья производится после выхода пассажиров. В исключительных случаях разрешается, при согласии пассажира, уборка постельного белья не ранее, чем за 30 минут до прибытия пассажира в пункт назначения.
8. Организация питания пассажиров
8.1. Для организации питания пассажиров в состав фирменного поезда может быть включен вагон-кафе, вагон-буфет или вагон-ресторан, которые закрепляются за составами поездов, и должны соответствовать требованиям ПППВ и Санитарных правил, утвержденных Советом.
8.2. За качество питания и обслуживания несет ответственность предприятие-владелец вагона-ресторана (буфета, кафе).
8.3. Вагон-ресторан, вагон-кафе (буфет) должны иметь необходимый ассортимент товаров в пределах всего рейса.
8.4. В меню вагона-ресторана должны быть фирменные или национальные блюда, комплексные обеды, овощи и фрукты по сезону. Пассажиры должны иметь возможность заказать блюда диетического питания, а пассажиры с детьми, инвалиды, лица пожилого возраста должны иметь возможность заказать через проводника вагона завтрак, обед, ужин или другую продукцию вагона-ресторана, вагона-кафе (буфета) с доставкой непосредственно на место проезда пассажира.
Ассортимент блюд должен быть вывешен в салоне вагона-ресторана.
8.5. Для обслуживания пассажиров с детьми и инвалидов в салоне вагона- ресторана должны быть специальные столы.
9. Обеспечение безопасности пассажиров в пути следования
9.1. В целях обеспечения безопасности движения и безопасности пассажиров работники поездной бригады должны:
9.1.1 выполнять правила технической эксплуатации, обеспечивающие содержание подвижного состава в исправном состоянии, правила пожарной безопасности, требования инструкций по сигнализации, действующих на железных дорогах формирования состава и дорог следования поезда.
9.1.2 контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами, не допуская использования открытого огня, провоза легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей, контролировать показания электроизмерительных приборов, сигнальных ламп и приборов на пульте электрооборудования вагона, требовать от пассажиров выполнения "Правил проезда пассажиров в поездах международного сообщения".
9.2. Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное движение поездов.
Не допускается включать в поезд пассажирские вагоны, имеющие неисправности отопления, электрооборудования, вентиляции, кондиционирования и другие неисправности, нарушающие нормальные условия пребывания пассажиров в вагоне.
10. Порядок аттестации
10.1. Предприятие формирования поезда организует проверку поезда на соответствие требованиям настоящего Положения, и заключение направляет в свою железнодорожную администрацию.
10.2. Железнодорожная администрация, направляет обращение о присвоении поезду (группе вагонов) категории "фирменный (фирменная)" причастным железнодорожным администрациям и Дирекции Совета с представлением в бумажном и электронном виде Перечня документов согласно Приложению N 4.
10.3. Руководство причастных железнодорожных администраций не позднее, чем в десятидневный срок со дня получения обращения (просьбы), организует комиссионную проверку поезда на его соответствие требованиям настоящего Положения и направляет свое мнение Дирекции Совета и железнодорожной администрации предприятия формирования поезда.
10.4. Обращение о присвоении категории "фирменный поезд", "фирменная группа вагонов" рассматривается Дирекцией Совета с учетом мнений железнодорожных администраций, входящих в маршрут следования поезда. Принятое решение при совместном рассмотрении является окончательным.
10.5. При согласии всех причастных Дирекция Совета выдает на поезд аттестат, а на группу вагонов - свидетельство. Срок действия аттестата и свидетельства не более 5 лет.
10.6. Проверка соответствия фирменного поезда, фирменной группы вагонов требованиям настоящего Положения производится комиссионно с участием причастных железнодорожных администраций и Дирекции Совета. Результаты оформляются протоколом.
11. Контроль и лишение категории "фирменный"
11.1. Железнодорожная администрация формирования поезда (вагонов) несет полную ответственность за соответствие содержания фирменного поезда требованиям настоящего Положения.
При поступлении от железнодорожной администрации или Дирекции Совета извещения о выявленных замечаниях по содержанию поезда (вагонов) железнодорожная администрация формирования поезда (вагонов) обязана рассмотреть это извещение, устранить выявленные недостатки и известить заявителя в двухнедельный срок после его получения.
11.2. Если замечания по содержанию фирменного поезда (вагонов) не были устранены в течение 20 дней, руководство железнодорожной администрации, обнаружившей нарушения требований настоящего Положения, направляет Дирекции Совета и железнодорожной администрации формирования поезда (вагонов) представление о лишении конкретного поезда (группы вагонов) категории "фирменный (фирменная)".
11.3. Дирекция Совета в десятидневный срок совместно с заинтересованными железнодорожными администрациями рассматривает соответствие содержания фирменного поезда требованиям настоящего Положения и, при наличии нарушений, уведомляет причастные железнодорожные администрации о лишении данного поезда (группы вагонов) категории "фирменный (фирменная)" с изъятием выданного аттестата (свидетельства).
11.4. После изъятия аттестата или свидетельства, железнодорожная администрация формирования поезда (вагонов) обязана внести изменения в национальную систему продажи проездных документов, исключив надбавку к базовым тарифам за категорию "фирменный".
11.5. Железнодорожная администрация формирования поезда по своей инициативе может обратиться в Дирекцию Совета с просьбой о лишении поезда (группы вагонов) категории "фирменный (фирменная)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении (Приложение N 29 к Протоколу шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Баку, 21-22 октября 2014 г.))
Настоящее Положение вводится в действие с 1 января 2015 г.
Текст Положения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Протокол семьдесят девятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 20 ноября 2023 г.)
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Протокол семьдесят шестого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (Москва, 15 июня 2022 г.)
Изменения вступают в силу с 15 июня 2022 г.