Постановление Верховного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 93-АД14-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу ... государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (далее УПФР в городе Магадане Магаданской области) Шалаева С.В.
на постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Магадана Магаданской области от 16 июля 2012 г., решение судьи Магаданского городского суда от 7 ноября 2012 г. и постановление заместителя председателя Магаданского областного суда от 17 декабря 2012 г., вынесенные в отношении УПФР в городе Магадане Магаданской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Магадана Магаданской области от 16 июля 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Магаданского городского суда от 7 ноября 2012 г. и постановлением заместителя председателя Магаданского областного суда от 17 декабря 2012 г., УПФР в городе Магадане Магаданской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2013 г. указанные судебные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УПФР в городе Магадане Магаданской области Шалаев С.В. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении УПФР в городе Магадане Магаданской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Шалаева С.В., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Из материалов дела усматривается, что в ходе плановой выездной и документарной проверки, проведенной на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Магаданской области от 10 мая 2012 г. N 11/4 (л.д. 2-3) главным специалистом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД ГУ МЧС России по Магаданской области в период с 21 мая 2012 г. по 30 мая 2012 г. в отношении УПФР в городе Магадане Магаданской области, выявлены следующие нарушения:
в нарушение статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), пунктов 3-6 приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687), отсутствует план по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера;
в нарушение пункта 4 Приказа МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 отсутствует план основных мероприятий;
в нарушение статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ отсутствуют распорядительные документы по созданию финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По факту проверки составлен акт N 10/4 от 30 мая 2012 г. (л.д. 16-17) и вынесено предписание N 11/4/1-5 от 30 мая 2012 г. (л.д. 18-19).
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для привлечения УПФР в городе Магадане Магаданской области постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Магадана Магаданской области от 16 июля 2012 г. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи согласились вышестоящие судебные инстанции.
Вместе с тем состоявшиеся по делу решения нельзя признать законными.
В жалобе Шалаев С.В. заявляет об отсутствии в действиях УПФР в городе Магадане Магаданской области состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что оно не относится к числу лиц, на которых возложена обязанность по выполнению требований статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
Из приложенных к жалобе документов следует, что УПФР в городе Магадане Магаданской области обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным предписания от 30 мая 2012 г. N 11/4/1-5 об устранении нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вынесенного ГУ МЧС России по Магаданской области по результатам проверки, проведенной должностным лицом УВД ГУ МЧС России по Магаданской области в период с 21 мая 2012 г. по 30 мая 2012 г.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 29 октября 2013 г. по делу N A37-3124/2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2014 г., заявление удовлетворено частично, признан недействительным пункт 3 предписания, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
За нарушение, устранение которого указано в пункте 3 предписания, в рамках настоящего дела УПФР в городе Магадане Магаданской к административной ответственности не привлечено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2014 г. названные решения арбитражных судов в части отказа в удовлетворении требований отменены, пункты 1, 2, 4, 5 предписания об устранении нарушений законодательства, за допущение которых УПФР в городе Магадане Магаданской привлечено к ответственности по настоящему делу, признаны недействительными, как не соответствующие Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.
При этом суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для возложения на УПФР в городе Магадане Магаданской области обязанностей, предусмотренных предписанием.
Поскольку предписание, пункты 1-5 которого признаны недействительными, вынесено на основании обстоятельств, послуживших основанием для привлечения УПФР в городе Магадане Магаданской области к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление мирового судьи, а также судебные акты, принятые в порядке его пересмотра, не могут быть признаны законными.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 2121-О, от 24 декабря 2013 г. N 2126-О, от 22 апреля 2014 г. N 868-О, часть 4 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, будучи направленной на реализацию принципа общеобязательности вступивших в законную силу судебных решений, сохраняет возможность исправления выявленной судебной ошибки посредством подачи надзорной жалобы повторно - по иным основаниям.
При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Магадана Магаданской области от 16 июля 2012 г., решение судьи Магаданского городского суда от 7 ноября 2012 г. и постановление заместителя председателя Магаданского областного суда от 17 декабря 2012 г., вынесенные в отношении УПФР в городе Магадане Магаданской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу начальника УПФР в городе Магадане Магаданской области Шалаева С.В. удовлетворить.
Постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 2 г. Магадана Магаданской области от 16 июля 2012 г., решение судьи Магаданского городского суда от 7 ноября 2012 г. и постановление заместителя председателя Магаданского областного суда от 17 декабря 2012 г., вынесенные в отношении УПФР в городе Магадане Магаданской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 93-АД14-2
Текст постановления официально опубликован не был