Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 26-АПГ14-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации о признании пункта 13 Порядка выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 апреля 2012 г. N 109, противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, предусматривающей отказ в приеме заявления о предоставлении государственной услуги по апелляционной жалобе Правительства Республики Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 августа 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Республики Ингушетия Дзарахова М.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительство Республики Ингушетия постановлением от 20 апреля 2012 г. N 109 "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Ингушетия" (далее - постановление N 109) утвердило Порядок выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Ингушетия (далее - Порядок выдачи разрешений).
Постановление опубликовано 24 апреля 2012 г. в издании "Ингушетия", N 66.
Пунктом 13 Порядка выдачи разрешений установлено, что основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории республики, являются: обращение с заявлением ненадлежащего лица; подача заявления, не соответствующего форме, установленной в приложениях N 1 и N 2 к Порядку; отсутствие информации (сведений, данных), предусмотренных формой заявления.
Прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с заявлением о признании указанного пункта противоречащим статье 33 Конституции РФ и положениям статей 2 и 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) и недействующим в части, предусматривающей отказ в приеме заявления о предоставлении государственной услуги.
Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 августа 2014 г. заявление прокурора Республики Ингушетия удовлетворено, пункт 13 Порядка выдачи разрешений признан недействующим с момента вступления решения суда в силу.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Ингушетия просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором Республики Ингушетия поданы возражения.
Комитет промышленности, транспорта, связи и энергетики Республики Ингушетия надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Правительства Республики Ингушетия, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
При этом в силу части 2 этой статьи установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, является Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ).
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно применил Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Данное нарушение привело к вынесению судом неправильного решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ установлено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу; порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации; порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 апреля 2012 г. N 109 утвержден Порядок выдачи и переоформления разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Ингушетия, который отвечает признакам административного регламента.
Пунктом 2 части 2 статьи 12, пунктами 6 и 7 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ установлено, что административный регламент должен содержать раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной услуги, содержащий:
исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 названного Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 этой же статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 10 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ).
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод, что запрос (заявление) является одним из документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Предоставление государственной услуги по выдаче и переоформлению разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется уполномоченным органом на основании заявления перевозчика. Такое правило, установленное пунктом 8 Порядка выдачи разрешений, согласуется с положениями пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, которым предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг.
Таким образом, возможность отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе и заявления, при наличии исчерпывающего перечня соответствующих оснований, предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ.
Сопоставив содержание оспариваемых норм с требованиями федерального законодательства, Судебная коллегия пришла к выводу, что пункт 13 Порядка выдачи разрешений в части, предусматривающей отказ в приеме у перевозчиков заявления о предоставлении государственной услуги, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекшими принятие незаконного судебного акта, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов. В связи с этим в силу пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 августа 2014 г. отменить.
В удовлетворении заявления прокурора Республики Ингушетия в интересах Российской Федерации отказать.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 ноября 2014 г. N 26-АПГ14-16
Текст определения официально опубликован не был