Информационное письмо Федеральной службы судебных приставов
22 сентября 2014 г. N 00063/14/56614-ВВ
Во исполнение поручения по п. 4.3 решения коллегии ФССП России от 25.07.2014 "Об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов в первом полугодии 2014 года и мерах по активизации работы во втором полугодии 2014 года" Управлением делопроизводства проанализированы причины увеличения количества повторных обоснованных обращений в ряде территориальных органов ФССП России.
Работа с обращениями, признанными по результатам рассмотрения повторными обоснованными в первом полугодии 2014 г., характеризуется следующими статистическими данными.
В первом полугодии 2014 г. в территориальных органах ФССП России признано повторными обоснованными 279 обращений, что в 2,2 раза меньше, чем в первом полугодии 2013 г. (600).
Вместе с тем увеличение количества повторных обоснованных обращений в отчетном периоде имело место в 17 территориальных органах ФССП России (управления ФССП России по Республике Карелия, по Республике Адыгея, по Республике Ингушетия, по Чеченской Республике, по Республике Хакасия, по Республике Саха (Якутия), по Пермскому краю, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по Еврейской автономной области, по Курской, Московской, Смоленской, Кировской, Самарской, Ростовской, Тюменской, Магаданской областям).
Из 17 перечисленных территориальных органов ФССП России, в которых имело место увеличение количества повторных обоснованных обращений, в 11 территориальных органах одновременно отмечается рост повторных обращений.
Наиболее значительно увеличилось количество повторных обращений в управлениях ФССП России: по Чеченской Республике - в 7,6 раза (с 7 до 53), по Пермскому краю - в 7,3 раза (с 9 до 66), по Ростовской области - в 5,6 раза (со 167 до 933).
Наибольшее количество повторных обоснованных обращений поступило в управления ФССП России: по Московской области - 118, по Смоленской области - 12, по Ростовской области -11.
При этом наибольшее увеличение количества указанных обращений отмечается в управлениях ФССП России: по Ростовской области - с 0 до 11, по Смоленской области - с 2 до 12, по Чеченской Республике - с 0 до 6, по Курской области - с 2 до 10.
Также отмечаем, что велика доля повторных обоснованных обращений от общего количества повторных обращений в управлениях ФССП России: по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - 66,7%, по Республике Хакасия - 62,5%, по Республике Ингушетия - 33,3%.
В качестве причин роста повторных обоснованных обращений отмечаются следующие.
1. Нерассмотрение по существу доводов заявителей, изложенных в обращениях, непринятие мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан по результатам рассмотрения первичных обращений в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, т. е. невыполнение требований ч. 1, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (далее - Закон N 59-ФЗ), вследствие чего заявители не согласны с ответами на первичное обращение и обращаются повторно.
Значительное количество повторных обращений по указанной причине поступило в управления ФССП России: по Ростовской области - 99,9% (932 обращения из 933 повторных обращений), по Московской области - 68,3% (732 обращения из 1072 повторных обращений), по Пермскому краю - 66,7% (44 обращения из 66 повторных обращений).
Так, например, ввиду длительного оставления без удовлетворения доводов Дорофеевой Т.В. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Еврейской автономной области Луговой И.А., 27.05.2014 Дорофеева Т.В. была вынуждена обратиться на прием к руководителю Управления ФССП России по Еврейской автономной области. И лишь после вмешательства руководства Управления произведен расчет задолженности по алиментам, копия исполнительного документа направлена в центр занятости населения.
Аналогичная ситуация имела место при рассмотрении обращений Хасановой О.А. по вопросу неисполнения решения суда о взыскании алиментов с Хасанова Р.М. (Управление ФССП России по Республике Саха (Якутия), Лозан П.И. по вопросу неисполнения судебного решения о взыскании денежных средств с Рясанен И. Ю. (Управление ФССП России по Республике Карелия) и др.
2. Нарушение требований ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ в части соблюдения сроков рассмотрения обращений, в результате чего заявители несвоевременно получают ответы, на обращения.
Наибольшее количество обращений рассмотрено с нарушением срока в управлениях ФССП России по Пермскому краю - 61, по Московской и Курской областям - по 42 обращения.
При этом в управлениях ФССП России по Пермскому краю и по Курской области в первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается резкий рост количества обращений, рассмотренных с нарушением срока, - в 20,3 раза (с 3 до 61) и в 14 раз (с 3 до 42) соответственно.
Руководителями территориальных органов ФССП России - главными судебными приставами указанных субъектов Российской Федерации причины нарушения сроков рассмотрения обращений не проанализированы.
Вместе с тем следует отметить, что одной из причин неполучения заявителями ответов на обращения является возврат писем, направленных гражданам территориальными органами ФССП России, отделениями почтовой связи в связи с истечением сроков хранения (к примеру, в Управление ФССП России по Смоленской области возращено 26 писем, содержащих ответы на обращения).
3. Отсутствие контроля со стороны начальников отделов - старших судебных приставов за рассмотрением обращений в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России, непринятие мер по устранению нарушений законодательства, выявленных в ходе рассмотрения первичных обращений.,
Из общего количества повторных обращений, признанных по результатам рассмотрения обоснованными в территориальных органах ФССП России, 92,8% (259 обращений) признано повторными обоснованными в аппаратах управления, и только 7,2% (20 обращений) - в структурных подразделениях территориальные органов ФССП России.
Из 17 территориальных органов ФССП России, в которых имело место увеличение количества повторных обоснованных обращений, лишь в двух территориальных органах ФССП России (управления ФССП России по Московской области и по Пермскому краю) обращения признавались повторными обоснованными в структурных подразделениях (3 и 4 обращения соответственно). В остальных 15 территориальных органах ФССП России в структурных подразделениях повторные обоснованные обращения отсутствуют.
Таким образом, непринятие мер по рассмотрению обращений в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России приводит к тому, что заявители вынуждены обращаться в аппараты управлений территориальных органов ФССП России.
4. Неудовлетворительный уровень аналитической и методической работы в аппаратах управлений территориальных органов ФССП России по данному направлению деятельности.
При этом в большинстве территориальных органов ФССП России (за исключением управлений ФССП России по Республике Ингушетия, по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по Ростовской области, по Московской области, по Смоленской области) не проведен анализ структуры повторных обоснованных обращений (распределение их по категориям, по источникам поступления, по структурным подразделениям и др.).
Аналитическая работа в территориальных органах ФССП России сводится к констатации негативной ситуации в указанной сфере деятельности, при этом не уделяется должного внимания профилактике нарушений законодательства о работе с обращениями.
Мероприятия организационно-методического характера, которые следует осуществлять на постоянной основе (подготовка аналитических обзоров, информационных писем, заслушивание на оперативных совещаниях начальников отделов - старших судебных приставов, регулярные учебные занятия, в том числе с вновь назначенными сотрудниками), подменяются разовыми мерами.
5. Несоблюдение принципа неотвратимости ответственности за допущенные нарушения.
В общей сложности в 17 территориальных органов ФССП России поступило 186 повторных обоснованных обращений, что составляет 67% от общего количества повторных обоснованных обращений, поступивших в территориальные органы ФССП России (279).
Вместе с тем по фактам признания обращений повторными обоснованными проведено всего 34 служебные проверки, к дисциплинарной ответственности привлечено 30 должностных лиц.
Таким образом, служебные проверки проводятся лишь по каждому шестому факту признания обращений повторными обоснованными.
Несомненно, на увеличение количества повторных обоснованных обращений в территориальных органах ФССП России оказывают влияние такие факторы, как увеличение количества исполнительных документов, поступивших на исполнение в структурные подразделения территориальных органов ФССП России, текучесть кадров судебных приставов-исполнителей, их низкий профессиональный уровень ввиду непродолжительного стажа работы в занимаемой должности.
Вместе с тем указанные причины не могут служить оправданием упущений в работе. Следует отметить, что территориальными органами ФССП России не приведены примеры конкретных структурных подразделений, в которых кадровая ситуация наиболее неблагоприятна, не предложены конкретные меры по ее исправлению (меры по комплектованию кадрового резерва, развитию института наставничества и др.).
В целях сокращения количества повторных обращений, признанных по результатам рассмотрения обоснованными, руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо:
изучить динамику поступления повторных обоснованных обращений на протяжении 2014 г.; при сохранении отрицательной тенденции по увеличению количества повторных обоснованных обращений по итогам работы за 2014 г. рассмотреть вопрос об организации работы с повторными обоснованными обращениями на заседаниях коллегий территориальных органов ФССП России;
проверить исполнительные производства, по которым поступили повторные обоснованные обращения, на предмет полноты и своевременности принятия судебными приставами-исполнителями мер принудительного исполнения, и в случае выявления нарушений законодательства принять меры к их устранению;
оставить на контроле работу начальников отделов - старших судебных приставов, на которых поступает наибольшее количество обращений, в том числе повторных и повторных обоснованных, до исправления сложившейся ситуации;
не реже одного, раза в квартал проводить учебные занятия с сотрудниками структурных подразделений территориальных органов ФССП России, ответственными за организацию работу с обращениями, уделив особое внимание обучению вновь назначенных сотрудников;
по каждому случаю признания обращений повторными обоснованными проводить служебные проверки с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
О результатах работы доложить в Управление делопроизводства в аналитических справках о работе с обращениями за 2014 г., выделив указанную информацию в отдельный раздел (срок исполнения - январь 2015 г.).
Заместитель директора |
В.В. Воронин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Федеральной службы судебных приставов 22 сентября 2014 г. N 00063/14/56614-ВВ
Текст информационного письма опубликован в Бюллетене Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, 2014 г., N 11