Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "Монолит" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку технического проекта землесосного снаряда для дноуглубительных работ на барах сибирских рек (номер извещения 0173100012214000039) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией, нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе, а именно: не учтено наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащий на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации партнера консорциума ООО "Минибот - Техфлот".
2. Изменением N 1 Конкурсной документации открытого конкурса, срок выполнения НИР (с даты заключения контракта) 11 недель. При этом, в протоколе рассмотрения и оценки заявок от 09.10.2014 N 143-0173100012214000039 (далее - Протокол оценки) на участие в конкурсе указано 8 недель.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 01.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 55 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано Закрытое акционерное общество "Завод гидромеханизация" с предложением о цене контракта 49 950 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе Комиссией установлено, что к заявке Заявителя приложен договор о создании консорциума от 30.09.2014 между Партнерами ОАО "ЦКБ "Монолит" и ООО "Минибот-Техфлот". При этом документов, подтверждающих наличие у ОАО "Монолит" финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащий на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в составе заявки на участие в Конкурсе, не представлено.
В связи с тем, что Конкурсной комиссией при оценке заявок учитывается опыт и квалификация самих участников закупки, а не иных юридических лиц, с которыми планируется осуществить в последующем совместную деятельность, партнер консорциума ООО "Минибот - Техфлот" не учитывался при определении победителя торгов.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться в том числе информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены.
Согласно Изменениям от 20.09.2014 срок выполнения работ (с даты заключения Контракта) 11 недель.
В Протоколе оценки указано:
"- присвоить второй номер заявке N 1, поступившей от Открытого акционерного общества "Центральное конструкторское бюро "Монолить", с ценной государственного контракта 44 800 000 рублей, срок выполнения работ (с даты заключения контракта) 8 недель;"
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе Комиссией установлено, что в заявке Заявителя указано: "Сроки завершения этапов работ определяются Календарным планом", а именно 11 недель с даты заключения Контракта.
Следовательно, Протокол оценки содержит информацию, не соответствующую положениям заявки Заявителя на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, указавшей в Протоколе оценки на участие в Конкурсе информацию, не соответствующую положениям заявки Заявителя, нарушают пункт 2 часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 6 статьи 50 заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация.
На Официальном сайте 20.09.2014 Заказчиком были размещены Конкурсные документации КД-143 и Кd-143-а, которые противоречат друг другу.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте две противоречащие друг другу Конкурсные документации, нарушают часть 6 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии Заказчиком была представлена Конкурсная документация от 20.09.2014 Кd-143-а, согласно которой в пункте 2 "Критерии оценки заявок" установлен следующий критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Показатели данного критерия:
Показатель N 2.1 "Наличие у участника закупок опыта по успешному выполнению работ, идентичных предмету Контракта". При этом оценка по данному критерию производится в зависимости от количества выполненных работ, выраженных в практической реализации выполненных работ, подтвержденный копиями контрактов и заключительных актов сдачи-приемки выполненных работ", а именно:
0 контрактов - 0 баллов;
1-5 контракт - 30 баллов;
6-10 контрактов - 70 баллов;
11 и более контрактов - 100 баллов.
Показатель N 2.2 "Наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". При этом оценка по данному критерию производится в зависимости от количества основного персонала участника закупки, принимающего участие в выполнении работы и имеющем научные степени по тематике выполняемых работ, подтвержденные копиями документов, а именно:
0 чел. - 0 баллов;
1 чел. - 30 баллов;
2 - 5 чел. - 60 баллов;
6 чел. и более - 100 баллов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критериям "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанным показателям, а также в связи с отсутствием показателей, определяющих аналогичность ранее выполненных работ участниками закупки по предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЗАО "Завод гидромеханизации" 08.09.2014 обратилось в ФАС России с жалобой на действия Конкурсной комиссии при проведении Конкурса, мотивированной тем, что Конкурсной комиссией, нарушен установленный порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
15.09.2014 указанная жалоба ЗАО "Завод гидромеханизации" от 08.09.2014, признана обоснованной, в действиях Заказчика признаны нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 и части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 15.09.2014 по делу N К-1349-1/14, принятого по итогам рассмотрения жалобы ЗАО "Завод гидромеханизации" от 08.09.2014, Заказчику, Конкурсной комиссии выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), в соответствии с которым Заказчику предписано привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 15.09.2014 по делу N К-1349-1/14 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте, назначить новую дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса. Срок исполнения предписания - 30.09.2014.
На заседании Комиссии установлено, что Предписание не исполнено Заказчиком в установленный срок, в части установления надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание в установленный срок, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Монолит" обоснованной в части указания в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе информации не соответствующей положениям заявки ОАО "Монолит".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 и пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 2 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 23.09.2014 по делу К-1517/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2014 г. N К-1516/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был