Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N П8-46847
Минобрнауки России с участием Минтруда России и Минздрава России рассмотрело в части своей компетенции ваше обращение по вопросу о необходимости сохранения системы специализированного коррекционного образования и в части своей компетенции сообщает.
В соответствии с частью 5 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Закона создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии со статьей 22 Закона принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и(или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Согласно части 14 статьи 22 Закона порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Минобрнауки России неоднократно указывало на то, что развитие инклюзивного образования не противоречит существующей системе специальных (коррекционных) образовательных организаций и не означает отказа от нее и данную позицию рекомендует к реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (письмо от 7 июня 2013 г. N ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"). Кроме того, в рамках исполнения пункта 4 "а" раздела 1 протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации от 24 июля 2014 г. N 7 в настоящее время совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Рособрнадзором прорабатывается вопрос о принятии дополнительных мер по прекращению практики закрытия указанных образовательных организаций.
Согласно Закону общее образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов может быть организовано в организациях, осуществляющих образовательную деятельность:
для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по основной образовательной программе;
для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по адаптированной образовательной программе - образовательной программе, адаптированной для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц в общеобразовательной организации согласно статье 2 Закона, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов по адаптированной основной общеобразовательной программе в отдельной образовательной организации для глухих, слабослышащих, позднооглохпшх, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
для обучающихся детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Согласно части 1 статьи 92 Закона государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
В соответствии со статьей 28 Закона разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательной организации. Согласно части 5 статьи 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью она не предполагает освоение уровня основного общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами начального и основного общего образования.
В настоящее время заканчивается работа по разработке проектов ФГОС и механизмов их внедрения, разработчиками которых являются ФГБОУ ВПО "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена" и ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет".
ФГОС является единым для каждой категории обучающихся с ОВЗ и вместе с тем предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Концепция ФГОС предполагает разработку четырех вариантов образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.
Проекты ФГОС прошли широкое общественное обсуждение, в котором приняли участие специалисты-практики высокой квалификации в области образования разных групп детей с ООП из 77 регионов России, эксперты из Комитета Государственной Думы по образованию, региональных органов управления образованием, Уполномоченные по правам человека и по правам ребенка различных субъектов Российской Федерации. Апробация ФГОС для обучающихся с ОВЗ началась с 1 сентября 2014 г. в 124 образовательных организациях из 24 субъектов Российской Федерации.
Проекты ФГОС предусматривают требования к структуре и объему образовательных программ общего образования, адаптированных для обучающихся с ОВЗ (далее - Программы), условиям реализации Программ, результатам освоения Программ обучающимися с ОВЗ для каждого уровня образования, итоговым достижениям обучающихся с ОВЗ к моменту завершения школьного образования.
Для обучающихся с умственной отсталостью предусмотрены варианты ФГОС, согласно которым обучающийся получает образование по адаптированной основной общеобразовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана.
С момента вступления в силу ФГОС для лиц с ОВЗ адаптированные основные общеобразовательные программы будут подлежать аккредитации.
Следует отметить, что согласно части 6 статьи 92 Закона при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.
Таким образом, образовательная организация при положительном решении аккредитационного органа получает государственную аккредитацию в отношении всех основных общеобразовательных программ, относящихся к тому или иному уровню общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).
Вместе с тем считаем нужным сообщить, что Минобрнауки России качество образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов напрямую связывает с созданием образовательной среды, обеспечивающей реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. В целях развития системы оценки качества обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках реализации государственного задания ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов" выполняет научно- исследовательскую работу по мониторингу деятельности общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ и отдельных классов для детей с ОВЗ во всех субъектах Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что Минобрнауки России готово рассмотреть (вопрос об участии в общественных слушаниях по проблеме получения качественного образования детьми с ОВЗ, инвалидами.
Заместитель министра |
В.Ш. Каганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2014 г. N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2014 г., N 23