Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Л.Д. Рыжковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Л.Д. Рыжкова в ноябре 2013 года трижды направляла в государственную жилищную инспекцию письменные обращения, срок рассмотрения которых руководителем инспекции продлевался в связи с исключительными обстоятельствами, о чем заявительница была извещена. По ее требованию суд общей юрисдикции, приняв во внимание, что мотивированный ответ на обращения был получен ею только в конце января 2014 года, признал действия инспекции, выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения обращений, незаконными.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Л.Д. Рыжкова оспаривает конституционность статьи 12 "Сроки рассмотрения письменного обращения" Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1); в исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2).
По мнению заявительницы, статья 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не отвечает требованиям определенности правовой нормы, поскольку не раскрывает понятия "исключительный случай" и не содержит законодательно установленных критериев для продления срока рассмотрения обращений граждан, а потому противоречит статьям 10, 19, 33 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В силу статьи 96 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной жалобой на нарушение конституционных прав обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле.
Как следует из судебных актов по делу заявительницы, на основании оспариваемого законоположения судом признаны незаконными действия государственного органа, выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения обращений Л.Д. Рыжковой. Что же касается имеющегося, по мнению заявительницы, несоответствия оспариваемого законоположения требованию определенности правовой нормы, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, использование в правовой норме оценочных понятий не свидетельствует о неопределенности ее содержания, поскольку разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 14 апреля 2008 года N 7-П, от 30 июня 2011 года N 14-П и от 5 марта 2013 года N 5-П; определения от 4 декабря 2003 года N 441-О, от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, от 5 марта 2013 года N 323-О и др.).
Таким образом, статья 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявительницы в ее конкретном деле в обозначенном ею аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рыжковой Ларисы Дмитриевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2633-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рыжковой Ларисы Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав статьей 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был