Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N АКПИ14-1348
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M.
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Киселевой Е.Н.
об отмене решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. об отказе в рекомендации на должность судьи Верховного Суда Республики Крым, установил:
решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. Киселевой Е.Н. отказано в рекомендации на должность судьи Верховного Суда Республики Крым.
Киселева Е.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене данного решения, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что оснований для отказа ей в рекомендации на должность судьи Верховного Суда Республики Крым у Коллегии не имелось, поскольку она положительно характеризуется, имеет стаж работы в должности более 9 лет, а риск возникновения конфликта интересов в связи с тем, что ее брат М. работает ... отдела прокуратуры ..., а муж К. - ... отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры ..., отсутствует. Как судья ... суда Республики Крым она имеет преимущественное право на замещение должности судьи Верховного Суда Республики Крым в силу части 2 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ).
В судебном заседании Киселева Е.Н. поддержала заявленное требование.
Представитель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Филипчик С.Г. возражала против удовлетворения заявленного требования, считая его необоснованным и пояснила, что, принимая решение об отказе Киселевой Е.Н. в рекомендации на вакантную должность судьи Верховного Суда Республики Крым, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации учла все данные о кандидате, приняла во внимание степень ее профессиональной подготовки, стаж и опыт работы. Из 29 членов квалификационной коллегии судей в заседании участвовали 23, по результатам голосования Киселева Е.Н. не набрала требуемого в силу абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" для принятия положительного решение количества голосов членов Коллегии, принимавших участие в заседании, - более половины.
Обсудив доводы заявителя, представителя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Порядок наделения полномочиями судей в Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ отбор кандидатов на должность судьи в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации на конкурсной основе. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 156-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 156-ФЗ), статьей 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации объявляет в "Российской газете" об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей, судей федеральных судов (далее - вакантные должности), а также о времени и месте приема и рассмотрения заявлений лиц о рекомендации их на вакантные должности; рассматривает заявления лиц, претендующих на вакантные должности (далее - претенденты), а также организует проверку достоверности представленных претендентами документов и сведений; по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
По смыслу приведенных правовых положений, право дачи заключения о рекомендации на должность судьи принадлежит исключительно квалификационным коллегиям судей. Именно этот коллегиальный орган вправе при обсуждении данного вопроса учесть и оценить совокупность всех обстоятельств, характеризующих личность кандидатов, и на основе данной оценки, а также с учетом проверки представленных документов и сведений принять большинством голосов членов коллегии соответствующее решение.
При этом согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 156-ФЗ претенденты должны отвечать предъявляемым к кандидатам на должность судьи требованиям, предусмотренным Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", с учетом положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 156-ФЗ.
Из материалов дела следует, что после публикации в "Российской газете" 2 июля 2014 г. объявления Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации об открытии 109 вакантных должности судей Верховного Суда Республики Крым с заявлением о рекомендации на указанную должность наряду с другими претендентами обратилась Киселева Е.Н.
Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, оценив сведения, содержащиеся в представленных кандидатом Киселевой Е.Н. документах, в том числе относительно уровня ее профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, результатов профессиональной деятельности, качества отправления правосудия, деловых и моральных качеств, в пределах своих полномочий рассмотрела поступившее заявление и приняла решение не рекомендовать Киселеву Е.Н. на должность судьи Верховного Суда Республики Крым, за которое проголосовали все присутствующие 23 члена Коллегии единогласно.
Принимая оспариваемое решение, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации располагала сведениями, характеризующими личность претендента, имеющей стаж работы в должности судьи более 9 лет, приняла во внимание все данные, содержащиеся в служебных характеристиках, что нашло отражение в решении.
Оценив сведения, содержащиеся в представленных заявителем документах, в том числе уровень профессиональной подготовки кандидата, стаж и опыт работы, результаты профессиональной деятельности, деловые и моральные качества, положительную характеристику, отсутствие дисциплинарных взысканий, иные сведения о кандидате и ее родственниках, с учетом итогов проверки документов и других данных Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации не нашла возможным рекомендовать Киселеву Е.Н. на должность судьи Верховного Суда Республики Крым, как не набравшую необходимого числа голосов членов Коллегии, принимавших участие в заседании, требуемого для принятия положительного решения в силу абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Мотивы, по которым орган судейского сообщества пришел к выводу об отказе в даче рекомендации заявителю на должность судьи Верховного Суда Республики Крым, отражены в оспариваемом решении.
При рассмотрении заявления Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации учитывались установленные законом конкретные критерии и порядок их оценки, необходимые для объективного и законного проведения конкурсного отбора кандидатов на должность судьи, о чем свидетельствуют представленные суду материалы, в частности протокол заседания Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
Довод заявителя о необоснованности вывода Коллегии о наличии обстоятельств, которые могут являться условием для возникновения конфликта интересов в связи с работой брата в должности прокурора отдела Генеральной прокуратуры Украины и мужа в должности старшего прокурора отдела в прокуратуре Республики Крым, суд считает несостоятельным. Данный вывод Коллегии соответствует положениям пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", определяющим понятие "конфликт интересов" - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Оспариваемое решение является результатом совместной оценки всеми членами Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации совокупности имеющихся данных о кандидате, было принято в правомочном составе, поскольку на заседании присутствовало более половины ее членов (23 из 29), которые единогласно проголосовали за отказ в рекомендации Киселевой Е.Н. на должность судьи Верховного Суда Республики Крым, установленные Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" порядок отбора претендентов на должность судьи и порядок рассмотрения квалификационными коллегиями судей представленных материалов, а также положения части 2 статьи 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ о преимущественном праве на замещение вакантной должности судьи не нарушены.
Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Киселевой Е.Н. об отмене решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. об отказе в рекомендации на должность судьи Верховного Суда Республики Крым отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
A.M. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N АКПИ14-1348
Текст решения официально опубликован не был