Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.А. Медведева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, гражданину В.А. Медведеву отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий директора департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и отказом предоставить конкретное жилое помещение в Московской области. Как указали суды, В.А. Медведев, будучи уволенным с военной службы в 2001 году в связи с организационно-штатными мероприятиями, получил государственный жилищный сертификат, который не смог реализовать и возвратил в Министерство финансов Российской Федерации. В том же году он повторно поступил на военную службу по контракту и был уволен по собственному желанию в 2007 году, имея общую выслугу менее 20 лет (18 лет и 9 месяцев). Суд апелляционной инстанции дополнительно отметил, что В.А. Медведев, сдав государственный жилищный сертификат, сохранил право на получение жилья при условии обращения в органы местного самоуправления за постановкой на соответствующий учет, как это предусмотрено правовым актом Правительства Российской Федерации; однако этой возможностью он не воспользовался.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.А. Медведев оспаривает конституционность пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в первоначальной редакции, закреплявшего, что граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с этим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, как позволяющая лишать военнослужащего, нуждающегося в жилье, права на его получение и как предусматривающая прекращение обязательств государства в рамках действующих жилищных правоотношений, не соответствует статьям 2, 18, 19, 40, 46, 55, 118 и 120 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая заявителем норма (положения которой по существу воспроизведены в ее действующей редакции) устанавливала, что указанная в ней категория граждан обеспечивалась жильем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также закрепляла право этой категории граждан состоять в списке очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы. Таким образом, указанное право, будучи по своей сути производным правом, неразрывно связанным с иными жилищными гарантиями, могло быть реализовано гражданами лишь при условии наличия у них необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках специальной системы обеспечения жильем лиц, уволенных с военной службы.
Как следует из представленных судебных постановлений, снятие В.А. Медведева с учета в качестве нуждающегося в жилье было признано правомерным, поскольку, по мнению судов, у него отсутствуют необходимые правовые основания для получения жилья за счет Министерства обороны Российской Федерации (уволен с военной службы по собственному желанию, имея общую выслугу менее 20 лет).
С учетом изложенного оспариваемая норма сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Медведева Владимира Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2723-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Медведева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был