Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2014 г. N 32-АПГ14-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Кириллова B.C.
при секретаре Мае А.В.
рассмотрела в судебном заседании 24 ноября 2014 г. гражданское дело по иску Иванова В.П. к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, возложении обязанности установить пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, произвести перерасчёт пенсии
по апелляционной жалобе Иванова В.П. на решение Саратовского областного суда от 10 июля 2014 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Иванов В.П. обратился в суд с иском к военному комиссариату Саратовской области о признании права на перерасчёт пенсии с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, возложении обязанности установить пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности, произвести перерасчёт пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 19 октября 1998 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части ... 24 декабря 2003 г. был уволен с военной службы в запас в звании прапорщика по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. С 12 февраля 2004 г. истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
В период прохождения военной службы в войсковой части Иванов В.П. занимал должность старшего авиационного механика группы обслуживания (самолетов, вертолетов и авиадвигателей) инженерно-авиационной службы. По роду своей деятельности истец занимался авиационным обеспечением испытательных работ по планам научно-исследовательских учреждений (ФГКУ ... ЦНИИ Министерства обороны РФ"), в том числе доставкой специальных грузов и групп специалистов, обеспечением мероприятий по планам и программам уничтожения химического оружия и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По мнению истца, занимаемая им должность и функциональные обязанности в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" дают ему право на повышение тарифной ставки должностного оклада, из которого исчисляется пенсия, на коэффициент 1,5 с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г.
Истец просил суд признать за ним право на перерасчёт пенсии в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ, обязать ответчика установить ему пенсию с учётом включения надбавки за работу с химическим оружием в оклад по воинской должности с 12 февраля 2004 г. и произвести перерасчёт пенсии с 12 февраля 2004 г. с учётом повышения тарифных ставок должностных окладов по второй группе работ с химическим оружием в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ с применением коэффициента 1,5.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением Саратовского областного суда от 10 июля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Иванову В.П. отказано.
В апелляционной жалобе Иванова В.П. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, о причинах неявки не сообщили. В связи с этим на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При разрешении спора судом установлено, что в период с 19 октября 1998 г. по 24 декабря 2003 г. Иванов В.П. проходил военную службу в войсковой части ... в должности старшего авиационного механика группы обслуживания (самолетов, вертолетов и авиадвигателей) инженерно-авиационной службы.
Согласно указаниям Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 314/4/3401 и указаниям штаба объединённого стратегического командования Центрального военного округа от 1 августа 2012 г. N 14/20/1/орг/330 войсковая часть ... переформирована в структурное подразделение войсковой части ... с присвоением ей номера ...
Приказом командира войсковой части ... от 24 декабря 2003 г. N 023-ПМ истец был уволен с военной службы в запас на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), с 11 февраля 2014 г. исключён из списков личного состава войсковой части.
С 12 февраля 2004 г. истец состоит на учёте в Саратовском областном военном комиссариате и является получателем пенсии за выслугу лет.
Вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, урегулированы Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии со статьёй 43 которого пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдалённых, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Согласно пункту "а" части первой статьи 49 названного закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 этого закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Иванов В.П., заявляя требования о перерасчёте пенсии, полагал, что учитываемый при исчислении его пенсии размер должностного оклада по последней занимаемой перед увольнением с военной службы должности подлежит увеличению за период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. с учётом применения к нему коэффициента за работу с химическим оружием 1,5.
Согласно статье 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ) работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относятся: работы по техническому обслуживанию химического оружия, не связанные с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; перевозка химического оружия к местам его уничтожения; работы по обеспечению безопасности хранения и содержания технологического оборудования, использовавшегося для производства химического оружия; научное и техническое обеспечение работ по расснаряжению и детоксикации химических боеприпасов, емкостей и устройств, детоксикации токсичных химикатов в производственных зонах опытных, опытно-промышленных и промышленных объектов по уничтожению химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; научное и техническое обеспечение работ по ликвидации объектов по производству химического оружия, а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ; медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия; обеспечение пожарной безопасности при проведении работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия.
Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров (статья 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ).
Правительством Российской Федерации 29 марта 2002 г. принято постановление N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием", которым предусмотрен размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по группам работ.
В приложении к указанному постановлению Правительства Российской Федерации (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475, от 31 января 2012 г. N 60) предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по воинской (штатной) должности, относящийся ко второй группе работ с химическим оружием, составляет 1,25.
Во исполнение Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 386-25 утверждены Список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
Судом установлено, что в указанные списки с 1 января 2005 г. была включена войсковая часть ... отдельная испытательная авиационная эскадрилья), а также должность, работа по которой даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, - "старший механик (всех категорий и наименований)".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 852-36 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 г. N 386-25, согласно которым войсковая часть исключена из списка производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.
Согласно справке начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил Российской Федерации от 19 июня 2014 г. у войсковой части ... отдельная испытательная авиационная эскадрилья) и у её правопреемника - войсковой части ... химическое оружие или токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию, в наличии никогда не имелись, в связи с чем работы с химическим оружием непосредственно в указанных войсковых частях никогда не выполнялись. Указанная выше войсковая часть, также как и её правопреемник - войсковая часть ..., к проведению авиационного обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в ФГБУ ... ЦНИИ" МО РФ с использованием токсичных материалов, относящихся к химическому оружию, никогда не привлекались, личный состав этих воинских частей данные работы в период с 1 января 2005 г. по настоящее время никогда не выполнял (л.д. 54-56).
С учётом установленных обстоятельств и подлежащих применению норм материального права суд пришёл к правильному выводу о том, что право гражданина (военнослужащего) на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием и, как следствие, право на перерасчёт ранее назначенной пенсии возникает при установлении следующих обстоятельств: факта выполнения военнослужащим работ по первой или второй группе работ с химическим оружием; соответствия занимаемой военнослужащим должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утверждённому Правительством Российской Федерации; включения войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий, в утверждённый Правительством Российской Федерации список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ, данный закон устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, занятых на работах с химическим оружием, а также граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения указанных работ.
Между тем суду не было представлено необходимых доказательств того, что в период прохождения военной службы в войсковой части (... отдельная испытательная авиационная эскадрилья) Иванов В.П. непосредственно выполнял работы с химическим оружием.
Комиссией Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил Российской Федерации по установлению стажа работы с химическим оружием (протокол от 6 июня 2014 г.) установлено отсутствие у Иванова В.П. стажа работы с химическим оружием (л.д. 57).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно полагал, что сам по себе факт включения войсковой части ... отдельная испытательная авиационная эскадрилья) и должности "старший механик (всех категорий и наименований)" в соответствующие списки не является безусловным основанием для приобретения Ивановым В.П. права на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ.
Право на дополнительные социальные гарантии предоставляется только гражданам, непосредственно занятым на работах с химическим оружием.
В период прохождения Ивановым В.П. военной службы войсковая часть ... не была включена в Список производств с вредными условиями труда, работа в которых даёт право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальный гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ. В названный Список войсковая часть ... была включена только с 1 января 2005 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 910-49, то есть уже после увольнения истца с военной службы в запас.
Из исследованного судом денежного аттестата истца следует, что на момент увольнения с военной службы денежное довольствие выплачивалось ему без учёта повышающего коэффициента 1,25, а также без учёта повышающего коэффициента 1,5, на применении которого при перерасчёте пенсии настаивал Иванов В.П.
С учетом изложенного суд пришёл к обоснованному выводу о том, что пенсия за выслугу лет была назначена истцу в соответствии с требованиями статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" без учёта коэффициента 1,25 за работу с химическим оружием и установленных законом оснований для пересмотра размера пенсии в данном случае не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что достаточным условием для приобретения гражданином (военнослужащим) права на социальные гарантии в связи с выполнением работ с химическим оружием является соответствие занимаемой им должности списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, утверждённому Правительством Российской Федерации, и включение войсковой части либо иной организации, в которой проходил службу военнослужащий, в утверждённый Правительством Российской Федерации список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что у Иванова В.П. не возникло право на социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении его исковых требований в полном объёме.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, Судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела. Оценка и исследование доказательств осуществлены судом с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учётом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 10 июля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.п. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов B.C. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2014 г. N 32-АПГ14-19
Текст определения официально опубликован не был