В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, на основании заявления ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (регистрационный номер вх. N 4-197 эл. п. от 14.03.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, рассмотрев представленные со стороны ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2013 г. N 38/6 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (филиал "Хабаровская теплосетевая компания") в Хабаровском крае на 2014 год".
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" заявляет требование к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах в сфере теплоснабжения на 2014 год расходы по статьям затрат: "Оплата труда" в размере 1 600 111,60 тыс. руб., "Отчисления на социальные нужды" в размере 480 585,10 тыс. руб., "Выпадающие доходы" в размере 686 093,90 тыс. руб.
Общая сумма подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных расходов в тарифах в сфере теплоснабжения на 2014 год составляет, по мнению ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", 649 246,60 тыс. руб.
Проведенный анализ представленного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в адрес ФСТ России письмом (исх. N 2-1-11/372 от 31.03.2014 г., вх. N 4-3600 от 10.04.2014 г.) экспертного заключения по рассмотрению документов по делу N 87 от 06 мая 2013 года об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская теплосетевая компания" потребителям края на 2014 год методом экономически обоснованных расходов (затрат) (далее - экспертное заключение) в разрезе оспариваемых в досудебном порядке статей расходов установил следующее.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляться региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для осуществления регулируемой деятельности на основании соответствующих документальных обоснований.
В соответствии с п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
В части статьи спора "Оплата труда" ФСТ России отмечает, что согласно п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2014 год по статье спора "Оплата труда", приведенный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на стр. 16-21 экспертного заключения, не является объективным и произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом экспертных оценок и имеющихся в распоряжении регулирующего органа обосновывающих материалов, по причине того, что в расчете Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края используется несоответствующая Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы (далее - ОТС) тарифная ставка рабочего первого разряда на 2014 год в размере 5 173,03 руб./мес., вместо 5 400,00 руб./мес. на 1-е полугодие 2014 года и 6 000,00 тыс. руб. на 2-е полугодие 2014 года, а также несоответствующие ОТС показатели премирования: выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, по производству тепловой энергии станциями комбинированной выработки в размере 17,6%, по производству тепловой энергии котельными станциями в размере 15,2%, по передаче тепловой энергии в размере 8,8%, по сбыту тепловой энергии в размере 0,58%, в то время как ОТС предусмотрено не менее 12,5%; текущее премирование в размере 50%, в то время как ОТС предусмотрено не менее 75%; вознаграждение за выслугу лет в размере 10%, в то время как ОТС предусмотрено не менее 15%; вознаграждение по итогам года в размере 4%, в то время как ОТС предусмотрено не менее 33%.
ФСТ России отмечает, что на стр. 20 экспертного заключения указано, что численность промышленно-производственного персонала ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", учтенная Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при установлении для тарифов в сфере теплоснабжения на 2013 год, составляет 2 721 чел., а численность промышленно-производственного персонала, учтенная Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при установлении для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" тарифов в сфере теплоснабжения на 2014 год, составляет 2 608,3 чел. На стр. 18 экспертного заключения указано, что средняя ступень по оплате труда и тарифные коэффициенты по каждому виду деятельности на 2014 год определены экспертной группой на уровне учтенной в тарифах на 2013 год, что свидетельствует об отсутствии расчета Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края средней ступени оплаты труда и тарифных коэффициентов исходя из численности промышленного-производственного персонала, учтенной Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при установлении для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" тарифов в сфере теплоснабжения на 2014 год.
На основании изложенного, произведенный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края анализ экономически обоснованных расходов ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" по статье спора "Оплата труда" на 2014 год и, как следствие, по статье спора "Отчисления на социальные нужды", не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В части статьи спора "Выпадающие доходы" ФСТ России отмечает, что согласно п. 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. N 760-э (далее - Методические указания), в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2014 год по статье спора "Выпадающие доходы" в экспертном заключении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края отсутствует. В то же время приведенный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на стр. 3-4 экспертного заключения анализ итогов работы ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" за 2012 год содержит информацию о том, что "в целом от всех видов деятельности ОАО "ДГК" получен убыток до налогообложения прибыли в сумме 2 105,858 млн руб., в том числе по Хабаровскому краю получена прибыль в сумме 111,305 млн руб.
По тепловой энергии за 2012 год у общества сложился убыток в сумме 156,9 млн руб. за счет снижения в сравнении с планом фактического полезного отпуска на 293,3 тыс. Гкал".
При этом в экспертном заключении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края отсутствует расчет указанного убытка, а также подтверждение его учета при расчете и установлении для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" тарифов в сфере теплоснабжения на 2014 год.
На основании изложенного, произведенный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края анализ экономически обоснованных расходов ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" по статье спора "Выпадающие доходы (от превышения полезного отпуска)" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 26.11.2014 г. N СЗ-240), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, изложенные ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
2. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 31 декабря 2014 года:
а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, выражающиеся в установлении постановлением от 19.12.2013 г. N 38/6 для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2014 год тарифов в сфере теплоснабжения, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
б) произвести перерасчет экономически обоснованных расходов ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" по статьям спора "Оплата труда", "Отчисления на социальные нужды", "Выпадающие доходы (от превышения полезного отпуска)" на 2014 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации, и в случае выявления по результатам проведенного анализа, предписанного настоящим пунктом, неучтенных экономически обоснованных расходов ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", учесть их в установленном порядке при установлении тарифов на тепловую энергию для регулируемой организации на 2015 год, обеспечив введение в действие экономически обоснованных ставок тарифов на тепловую энергию с 1 января 2015 года.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив не позднее 10 рабочих дней с даты установления для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на 2015 год;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, принятие которого было предписано настоящим приказом;
- экспертного заключения по делу об установлении для ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2015 год (с приложением сводной калькуляции затрат) с указанием в ней результатов анализа и расчетов, проведение которых предписано настоящим приказом.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 3 декабря 2014 г. N 2128-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 декабря 2014 г. N 48