В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, на основании заявления ООО "Искитимская городская котельная" (регистрационный вх. N ФСТ-6209-31 от 13.03.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Департаментом по тарифам Новосибирской области, рассмотрев представленные со стороны ООО "Искитимская городская котельная" и Департамента по тарифам Новосибирской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 09.12.2013 г. N 312-ТЭ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории города Искитима Новосибирской области, и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей теплосетевых организаций города Искитима Новосибирской области на 2014 год", установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора ООО "Искитимская городская котельная" заявляет требование к Департаменту по тарифам Новосибирской области признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в тарифах в сфере теплоснабжения на 2014 год расходы по статьям спора: "Топливо на технологические цели" - 35 193,16 тыс. руб.; "Основная оплата труда производственных рабочих" - 2 374,64 тыс. руб.; "Отчисления на социальные нужды с оплаты труда производственных рабочих" - 878,64 тыс. руб.; "Амортизация" - 291,70 тыс. руб.; "Цеховые расходы" - 3 475,53 тыс. руб.; "Общехозяйственные расходы" - 16 034,64 тыс. руб., в том числе: "Другие затраты, относимые на себестоимость продукции" - 8 799,50 тыс. руб., "Арендная плата" - 7 235,14 тыс. руб.
Общая сумма подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных расходов тарифам в сфере теплоснабжения на 2014 год составляет, по мнению ООО "Искитимская городская котельная", 58 248,31 тыс. руб.
Проведенный анализ представленного со стороны Департамента по тарифам Новосибирской области в адрес ФСТ России письмом (исх. N 496/33 от 28.03.2014 г., вх. N 4-3372 от 07.04.2014 г.) экспертного заключения предложений ООО "Искитимская городская котельная" об установлении тарифа на тепловую энергию на коллекторах источников тепловой энергии на 2014 год (далее - экспертное заключение) в разрезе оспариваемых в досудебном порядке статей расходов установил следующее.
Департаментом по тарифам Новосибирской области был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляется региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для осуществления регулируемой деятельности на основании соответствующих документальных обоснований.
В соответствии с п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, помимо общих мотивировочных выводов и рекомендаций должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;
в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
При определении экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Топливо на технологические цели" Департамент по тарифам Новосибирской области должен был руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 28, 34-37 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год по статье спора "Топливо на технологические цели", приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 3-4 экспертного заключения и на стр. 1 Приложения 1 к экспертному заключению, содержит информацию о том, что "расчет осуществлен с учетом объема производства тепловой энергии, её отпуска с коллекторов в сеть". При этом законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предусмотрен расчет расходов регулируемой организации на топлива исходя из объема выработки тепловой энергии.
На основании изложенного, произведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области анализ экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Топливо на технологические цели" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
По статье "Основная оплата труда производственных рабочих" отмечается, что согласно п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год по статье спора "Основная оплата труда производственных рабочих", приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 4-5 экспертного заключения, не является объективным и произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом экспертных оценок и имеющихся в распоряжении регулирующего органа обосновывающих материалов, по причине того, что расчет Департамента по тарифам Новосибирской области не отражает учтенную численность персонала ООО "Искитимская городская котельная" и выполнен без учета положений Отраслевого тарифного соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее - ОТС).
На основании изложенного, произведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области анализ экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Основная оплата труда производственных рабочих" на 2014 год и, как следствие, по статье спора "Отчисления на социальные нужды с оплаты труда производственных рабочих", не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При определении экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Амортизация" Департамент по тарифам Новосибирской области должен был руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 43 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год по статье спора "Амортизация", приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 5 экспертного заключения, является объективным и произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом экспертных оценок и имеющихся в распоряжении регулирующего органа обосновывающих материалов.
ФСТ России отмечает, что в обоснование заявленных требований по данной статье спора со стороны ООО "Искитимская городская котельная" представлено документальное подтверждение фактических расходов ООО "Искитимская городская котельная" на амортизацию основных средств по итогам 2013 года, т.е. уже после установления Департаментом по тарифам Новосибирской области тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год. При этом документального обоснования плановых расходов на 2014 год по статье спора "Амортизация" со стороны ООО "Искитимская городская котельная" в адрес ФСТ России не представлено.
На основании вышеизложенных доводов, ФСТ России считает требования ООО "Искитимская городская котельная" по данной статье спора не подлежащими удовлетворению.
При определении экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Цеховые расходы" Департамент по тарифам Новосибирской области должен был руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 31, 33, 44 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год по статье спора "Цеховые расходы", приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 5 экспертного заключения, содержит информацию о том, что "снижение расходов относительно предложения ТСО составило 3 475,53 тыс. руб. за счет исключения расходов по оплате услуг МУП "Городской информационно-технический центр" по начислению и приёму платежей от населения".
При этом согласно представленным со стороны ООО "Искитимская городская котельная" материалам в адрес ФСТ России сумма указанных расходов составляет 3 019,50 тыс. руб. Таким образом, основания исключения предложенных ООО "Искитимская городская котельная" расходов по статье "Цеховые расходы" в сумме 456,03 тыс. руб. Департаментом по тарифам Новосибирской области в нарушение положений п. 29 Правил регулирования тарифов не отражены.
На основании изложенного, произведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области анализ экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Цеховые расходы" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При определении экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Цеховые расходы" Департамент по тарифам Новосибирской области должен был руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 31, 33, 44 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год по статье спора "Цеховые расходы", приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 5 экспертного заключения, содержит информацию о том, что снижение расходов относительно предложения ТСО составило 3 475,53 тыс. руб. за счет исключения расходов по оплате услуг МУП "Городской информационно-технический центр" по начислению и приёму платежей от населения.
При этом согласно представленным со стороны ООО "Искитимская городская котельная" материалам в адрес ФСТ России сумма указанных расходов составляет 3 019,50 тыс. руб. Таким образом, основания исключения предложенных ООО "Искитимская городская котельная" расходов по статье "Цеховые расходы" в сумме 456,03 тыс. руб. Департаментом по тарифам Новосибирской области в нарушение положений п. 29 Правил регулирования тарифов не отражены.
На основании изложенного, произведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области анализ экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Цеховые расходы" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При определении экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Общехозяйственные расходы" Департамент по тарифам Новосибирской области должен был руководствоваться действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе п. 31, 33, 42, 44, 45 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что анализ экономической обоснованности расходов ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год по статье спора "Общехозяйственные расходы", в том числе спора "Другие затраты, относимые на себестоимость продукции" и "Арендная плата", приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 5-6 экспертного заключения, содержит информацию о том, что "по расчету Департамента, в соответствии с пунктами 31 и 44 Основ, размер общехозяйственных расходов составил 12 068,76 тыс. руб., в т.ч. арендная плата 4 970,66 тыс. руб., с индексацией затрат, принятых при установлении тарифа на 2013 г., на 104,8% (за исключением арендной платы).
Снижение расходов относительно предложения ТСО составило 16 034,64 тыс. руб., в т.ч. арендной платы - на 7 235,14 тыс. руб. на основании представленных предприятием договоров аренды имущества".
ФСТ России отмечает, что в состав статьи спора "Другие затраты, относимые на себестоимость продукции" ООО "Искитимская городская котельная" включены, в том числе, расходы на заработную плату инженерно-технического персонала. При этом приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 5-6 экспертного заключения анализ указанных расходов, не является объективным и произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом экспертных оценок и имеющихся в распоряжении регулирующего органа обосновывающих материалов, по причине того, что не отражает учтенную численность инженерно-технического персонала ООО "Искитимская городская котельная" и выполнен без учета положений ОТС.
Также ФСТ России отмечает, приведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области на стр. 5-6 экспертного заключения анализ расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Арендная плата", не является объективным и произведенным в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом экспертных оценок и имеющихся в распоряжении регулирующего органа обосновывающих материалов, по причине того, что выполнен в нарушение положений п. 45 Основ ценообразования не исходя из принципа возмещения арендодателю, лизингодателю или концеденту амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, лизинг, концессию, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата, концессионная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
На основании изложенного, произведенный Департаментом по тарифам Новосибирской области анализ экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статье спора "Общехозяйственные расходы" на 2014 год не может быть признан объективным и всесторонним, поскольку не соответствует в полной мере положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 26.11.2014 г. N CЗ-235), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, изложенные ООО "Искитимская городская котельная" в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Департаментом по тарифам Новосибирской области.
2. Органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 31 декабря 2014 года:
а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, выражающиеся в установлении приказом от 09.12.2013 г. N 312-ТЭ для ООО "Искитимская городская котельная" на 2014 год тарифов в сфере теплоснабжения, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
б) произвести перерасчет экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная" по статьям спора "Топливо на технологические цели", "Основная оплата труда производственных рабочих", "Отчисления на социальные нужды с оплаты труда производственных рабочих", "Цеховые расходы", "Общехозяйственные расходы" на 2014 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Департамента по тарифам Новосибирской области с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации, и в случае выявления по результатам проведенного анализа, предписанного настоящим пунктом, неучтенных экономически обоснованных расходов ООО "Искитимская городская котельная", учесть их в установленном порядке при установлении тарифов на тепловую энергию для регулируемой организации на 2015 год.
3. Отказать в удовлетворении остальной части заявленных ООО "Искитимская городская котельная" в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив не позднее 10 рабочих дней с даты установления для ООО "Искитимская городская котельная" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения об установлении для ООО "Искитимская городская котельная" тарифов в сфере теплоснабжения на 2015 год;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Новосибирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, принятие которого предписано настоящим приказом;
- экспертного заключения по делу об установлении для ООО "Искитимская городская котельная" цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2015 год (с приложением сводной калькуляции затрат) с указанием в ней результатов анализа и расчетов, проведение которых предписано настоящим приказом.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 3 декабря 2014 г. N 2129-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "Искитимская городская котельная" о досудебном рассмотрении спора с Департаментом по тарифам Новосибирской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 декабря 2014 г. N 48