В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления ОАО "Всеволожские тепловые сети" (регистрационный вх. N ФСТ-9898-31 от 21.04.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, рассмотрев представленные со стороны ОАО "Всеволожские тепловые сети" и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2013 г. N 223-п "Об установлении тарифов на товары (услуги) организаций водопроводно-канализационного хозяйства, реализуемые (оказываемые) в сферах водоснабжения и водоотведения потребителям Ленинградской области в 2014 году", установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "Всеволожские тепловые сети" заявляет требование к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в тарифах на услуги водоотведения на 2014 год расходы по статье затрат "Услуги по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, оказываемые сторонними организациями" в сумме 55 385,50 тыс. руб., а также необоснованное, по мнению ОАО "Всеволожские тепловые сети", исключение из производственной программы организации объемов реализации услуг в сфере водоотведения, в размере 2 355,62 тыс. .
Проведенный анализ представленных со стороны Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и ОАО "Всеволожские тепловые сети" обосновывающих материалов на досудебное рассмотрение спора установил следующее.
В отношении заявляемых ОАО "Всеволожские тепловые сети" требований по необоснованному, по его мнению, исключению Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области из производственной программы организации на 2014 год оспариваемых объемов реализации в размере 2 355,62 тыс. отмечается, что согласно п. 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании расчетного объема отпуска воды и объема принятых сточных вод. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с п. 20 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47, действовавших на момент установления тарифов для ОАО "Всеволожские тепловые сети", для целей расчета тарифов в сфере водоотведения, которое представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод, прогнозируемый объем производства товаров (услуг) принимается как сумма прогнозного объема реализации товаров (услуг) на предстоящий период регулирования, определяемый, в свою очередь регулируемой организацией на основании данных прошлых лет с учетом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства (А), величины потребления воды на хозяйственные нужды (Б) и величины потерь воды в системах водоотведения в размере, определенном органом регулирования исходя из уровня потерь, сложившегося в периоды, предшествующие периоду регулирования, и заданных в производственной программе целевых параметров повышения эффективности деятельности регулируемой организации, в том числе целевых параметров сокращения потерь (В).
Таким образом, действующим законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения регламентированы три составляющие (три расчетных показателя), которые должны учитываться уполномоченными органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения при определении прогнозируемого объема производства товаров (услуг) в сфере водоотведения на плановый период регулирования для соответствующей регулируемой организации.
В ходе досудебного рассмотрения спора было установлено, что ОАО "Всеволожские тепловые сети" оказывает услуги по приему и транспортировке стоков, принятых от потребителей муниципального образования "Город Всеволожск" (Ленинградская область), до коллектора другой регулируемой организации, функционирующей на территории г. Санкт-Петербург - ГУП "Водоканал" в рамках заключенного между этими двумя юридическими лицами договора водоотведения.
Взаиморасчеты за оказанные услуги ведутся на основании показаний приборов учета, установленных на объектах канализационного комплекса ОАО "Всеволожские тепловые сети" по тарифам, утвержденным для ГУП "Водоканал" уполномоченным органом регулирования на территории г. Санкт-Петербурга - Комитетом по тарифам г. Санкт-Петербурга.
При этом, ОАО "Всеволожские тепловые сети" в процессе транспортировки собранных стоков от потребителей до точки приема их ГУП "Водоканал" также принимает объем стоков от городской ливневой канализации, состоящих из дождевых, талых и дренажных стоков, которые входят в объем принимаемых ГУП "Водоканал" стоков.
Таким образом, ОАО "Всеволожские тепловые сети" при планировании прогнозируемого объема производства товаров (услуг) в сфере водоотведения на 2014 год помимо трех регламентированных действующим законодательством составляющих (трех расчетных показателей - прогнозного объема реализации товаров (услуг) в сфере водоотведения, величины потребления воды на хозяйственные нужды и величины потерь воды в системах водоотведения), также необоснованно учитывает четвертую составляющую (расчетный показатель) - объем стоков от городской ливневой канализации, состоящих из дождевых, талых и дренажных стоков, что неправомерно.
Руководствуясь совокупностью вышеприведенных норм действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, ФСТ России не усматривает правовых оснований для учета в составе прогнозируемого ОАО "Всеволожские тепловые сети" объема производства товаров (услуг) в сфере водоотведения на 2014 год, учитываемого при расчете тарифов соответствующих тарифов, объемов реализации услуг в сфере водоотведения, формируемых по объемам стоков от городской ливневой канализации, состоящих, в свою очередь, из дождевых, талых и дренажных стоков.
В связи с изложенным ФСТ России полагает требования ОАО "Всеволожские тепловые сети" по данному компоненту спора необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
В отношении заявляемых ОАО "Всеволожские тепловые сети" требований по необоснованному, по его мнению, исключению Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области расходов по статье затрат "Услуги по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, оказываемые сторонними организациями" в сумме 55 385,50 тыс. руб. отмечается следующее.
Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов на услуги водоотведения для ОАО "Всеволожские тепловые сети" на 2014 год.
В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляется региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.
Согласно п. 39 Основ ценообразования, в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых сторонними организациями и связанными с эксплуатацией централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Одновременно ФСТ России отмечает, что согласно п. 16 Основ ценообразования, при установлении тарифов уполномоченными органами регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения исключаются из необходимой валовой выручки соответствующей регулируемой организации расходы, связанные с приобретением ей товаров (работ, услуг) в завышенных объемах, используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности.
ФСТ России признает, что в обоснование заявляемых расходов по статье "Услуги по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, оказываемые сторонними организациями" в сумме 55 385,50 тыс. руб., которые формируются по объемам стоков от ливневой канализации, и которые не были учтены Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области при установлении тарифов на услуги водоотведения для организации на 2014 год, со стороны ОАО "Всеволожские тепловые сети" в адрес ФСТ России на досудебное рассмотрение спора было представлено документальное подтверждение их фактического понесения в рамках договорных обязательств с ГУП "Водоканал" (ОАО "Всеволожские тепловые сети" обязано оплачивать в пользу ГУП "Водоканал" плату за прием полного объема стоков (в том числе и объемов сточных вод, поступивших в ливневую канализацию) по установленным для ГУП "Водоканал" тарифам).
Вместе с тем ФСТ России считает, что данный объем расходов не может быть признан экономически обоснованным и подлежащим учету в составе необходимой валовой выручки ОАО "Всеволожские тепловые сети" поскольку указанные расходы сформировались с учетом объемов сточных вод, учет которых в составе прогнозируемого объема производства товаров (услуг) в сфере водоотведения организации на 2014 год не предусмотрен положениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения.
ФСТ России отмечает, что компенсация вышеуказанных расходов за счет средств тарифной выручки от оказания услуг водоотведения потребителям ОАО "Всеволожские тепловые сети" является необоснованной и неправомерной, поскольку объемы стоков городской ливневой канализации, состоящих из дождевых, талых и дренажных стоков, не зависят от объемов потребления потребителями ОАО "Всеволожские тепловые сети" коммунальной услуги в сфере водоотведения, участвующих в расчете соответствующих тарифов.
Следовательно, потребители ОАО "Всеволожские тепловые сети" не должны оплачивать через тарифы непотребляемые объемы коммунальной услуги.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с отсутствием в действиях Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области выявленных нарушений действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 26.11.2014 г. N СЗ-241) приказываю:
Отказать в удовлетворении требований ОАО "Всеволожские тепловые сети", указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 2 декабря 2014 г. N 2116-д "Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Всеволожские тепловые сети" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 декабря 2014 г. N 48