В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления МУП г. Ижевска "Ижводоканал" (регистрационный номер вх. N ФСТ-20352-31 от 31.07.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики, рассмотрев представленные со стороны МУП г. Ижевска "Ижводоканал" и Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики, связанные с оспариванием в досудебном порядке постановления Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 06.12.2013 г. N 19/66 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и техническую воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал", установлено следующее.
В соответствии с п. 3(1) Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, предметом рассмотрения соответствующего досудебного спора являются требования заявителя, связанные с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности данного субъекта естественных монополий.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора МУП г. Ижевска "Ижводоканал" заявляет требование к Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики прекратить нарушение положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающееся, по мнению МУП г. Ижевска "Ижводоканал", в неправомерном установлении на 2014 год ставок тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для организации со снижением с 01.01.2014 г. по отношению к ставкам тарифов, действовавшим на 31.12.2013 г., а также необоснованный отказ в предоставлении организации субсидии из муниципального бюджета муниципального образования г. Ижевска в целях возмещения ей межтарифной разницы от применяемых организацией во взаиморасчетах с населением тарифах.
В соответствии с п. 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации, а цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года.
Приказом ФСТ России от 21.10.2013 г. N 192-э/3 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год" были установлены соответствующие индексы максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год, которые составили для Удмуртской Республики:
- с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г.: 100%;
- с 01.07.2014 г. по 31.12.2014 г.: 104,3%.
В рамках утвержденных ФСТ России индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 06.12.2013 г. N 19/66 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и техническую воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" были установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для регулируемой организации на 2014 год.
При этом ФСТ России считает, что доводы МУП г. Ижевска "Ижводоканал" о том, что Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики были нарушены положения действующего законодательства в части несоответствия установленных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для МУП г. Ижевска "Ижводоканал" на 2014 год утвержденным индексам максимально возможного изменения действующих тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год, утвержденных приказом ФСТ России от 21.10.2013 г. N 192-э/3, не могут рассматриваться как экономически обоснованные, поскольку предельные индексы максимального возможного изменения действующих тарифов устанавливаются ФСТ России в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации, а не для конкретных регулируемых организаций, и в этой связи они не регламентируют предельную (максимально и минимально возможную) величину роста тарифов для отдельной регулируемой организации.
Также отмечается, что согласно п. 35 Основ ценообразования, размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.
ФСТ России указывает на то, что МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора не заявляет требование о том, что установленные постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики 06.12.2013 г. N 19/66 "О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и техническую воду, отпускаемую МУП г. Ижевска "Ижводоканал" ставки тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения не обеспечивают получение организацией в 2014 году утвержденных размеров необходимой валовой выручки по соответствующим видам деятельности, а также не просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год расходы по отдельным статьям затрат и объемным показателям в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 15 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), то такие расходы учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В этой связи вопрос компенсации МУП г. Ижевска "Ижводоканал" экономически обоснованных расходов, не учтенных Региональной энергетической комиссии# Удмуртской Республики, а также экономически обоснованных выпадающих доходов должен рассматриваться уполномоченным органом власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения Удмуртской Республики в установленном порядке при установлении соответствующих тарифов на последующие периоды регулирования.
Одновременно ФСТ России отмечает, что являясь федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, не обладает в соответствии с действующим законодательством полномочиями по выделению субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях компенсации (возмещения) экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, некомпенсируемых за счет средств тарифных источников (в том числе по возмещению регулируемым организациям межтарифной разницы от применяемых во взаиморасчетах с потребителями категории "население" тарифах).
На основании изложенных доводов, ФСТ России не усматривает нарушений действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения со стороны Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Ижевска "Ижводоканал" на 2014 год.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 14.11.2014 г. N СЗ-220), приказываю:
1. Отказать в удовлетворении требований МУП г. Ижевска "Ижводоканал", указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики.
2. Рекомендовать органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Ижевска "Ижводоканал" на 2015 год провести анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности МУП г. Ижевска "Ижводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения за истекший период и учесть в установленном порядке экономически обоснованные выпадающие доходы регулируемой организации.
3. В случае компенсации подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных выпадающих доходов МУП г. Ижевска "Ижводоканал" за счет бюджетов органов местного самоуправления и (или) субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики, исполнение положений пункта 2 настоящего приказа органом исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения подлежит осуществлению с учетом размера компенсированных за счет средств соответствующих бюджетов экономически обоснованных расходов.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2, 3 настоящего приказа решений, но не позднее 15 января 2015 года проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2, 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Удмуртской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на которых принимались вышеуказанные решения (с приложением сводной калькуляции затрат);
- информации о размерах компенсированных МУП г. Ижевска "Ижводоканал" не учитываемых при установлении тарифов экономически обоснованных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Удмуртской Республики.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 21 ноября 2014 г. N 2042-д "Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении МУП г. Ижевска "Ижводоканал" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 19 декабря 2014 г. N 47