В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления ЗАО "Агропродукт" (регистрационный номер вх. N 4-3139 от 28.03.2014 г.) о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области рассмотрев представленные ЗАО "Агропродукт" и Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области обосновывающие материалы, установлено следующее.
Спор возник со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике приказами от 30.12.2013 г. N 122-28э/13 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ЗАО "Агропродукт" покупателям, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненных к нему категориям потребителей, на 2014 год" и от 30.12.2013 г. N 122-29э/13 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую гарантирующим поставщиком ОАО "Янтарьэнергосбыт" энергоснабжающей организации ЗАО "Агропродукт", на 2014 год" Заявителю установлены тарифы на электрическую энергию на 2014 год.
ЗАО "Агропродукт" считает, что расходы на оказание услуг по передаче должны быть учтены в тарифе на покупку электрической энергии при формировании НВВ ЗАО "Агропродукт" на 2014 год. Не включение данных расходов в тариф покупки электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика, не установление индивидуального тарифа для расчетов энергоснабжающей организацией ЗАО "Агропродукт" с территориальной сетевой организацией ОАО "Янтарьэнерго", за оказанные услуги по передаче электрической энергии, является грубым нарушением действующего Законодательства.
В ходе рассмотрения настоящего досудебного спора Служба приняла в отношении ЗАО "Агропродукт" следующие тарифные решения:
- приказ от 21.08.2014 г. N 83-01э/14 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для территориальной сетевой организации ЗАО "Агропродукт", покупающей электрическую энергию у гарантирующего поставщика ОАО "Янтарьэнергосбыт" в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях, на период по 31 декабря 2014 года";
- приказ от 21.08.2014 г. N 83-02э/14 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на период по 31 декабря 2014 года";
- приказ от 21.08.2014 г. N 83-03э/14 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ЗАО "Агропродукт" монопотребителю (ЗАО "Содружество-Соя" и ЗАО "Терминал") на период по 31 декабря 2014 года".
Не согласившись с указанными приказами Службы ЗАО "Агропродукт" письмом от 15.09.2014 г. N АП-0249 (вх. N 4-6422 от 17.09.2014 г.) направило в ФСТ России требования по спору с учетом принятых Службой решений:
- ЗАО "Агропродукт" считает, что Службой неправомерно отнесены потребители ЗАО "Содружество-Соя" и ЗАО "Терминал" к категории "монопотребитель".
- ЗАО "Агропродукт" заявляет требования к Службе о признании экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в тарифах 2014 года расходов по следующим статьям затрат: "Работы и услуги производственного характера" в сумме 15 999,17 тыс. руб., "Электрическая энергия на хозяйственные нужды" - 503,83 тыс. руб., "Амортизация основных средств" - 7 115,10 тыс. руб., "Госпошлина" - 100,0 тыс. руб., "Арендная плата" - 40,74 тыс. руб., "Затраты на АСКУЭ" - 1 692,0 тыс. руб., "Юридические услуги" - 500,0 тыс. руб., "Услуги спецтехники" - 184,72 тыс. руб., "Прочие затраты" - 344,64 тыс. руб., "Прибыль" - 21 548,89 тыс. руб., "Налог на прибыль" - 4 309,78 тыс. руб.
В соответствии с Приложением 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (далее - монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из следующих критериев:
доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании монопотребителю и технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации, составляет не менее 80 процентов суммарной максимальной мощности всех энергопринимающих устройств, технологически присоединенных в установленном порядке к электрическим сетям такой сетевой организации;
суммарный объем электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации в отношении монопотребителя без учета перетока иным потребителям, за последний календарный год, за который имеются отчетные данные, составляет не менее 80 процентов суммарного объема электрической энергии, отпущенной из электрических сетей такой сетевой организации за указанный период.
Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области отнесла ЗАО "Содружество-Соя" и ЗАО "Терминал" к "монопотребителям" на основании данных о потреблении электрической энергии данных организаций за декабрь 2013 года, что не соответствует положениям Приложения 3 к Основам ценообразования: в 2013 году Заявитель не оказывал услуги по передаче электрической энергии, а, следовательно, не являлся сетевой организацией (территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ)).
Согласно представленной ЗАО "Агропродукт" информации к электрическим сетям ЗАО "Агропродукт" присоединены три потребителя: ЗАО "Содружество-Соя" (максимальная мощность энергопринимающих устройств - 4,5 МВт), ЗАО "Терминал" (максимальная мощность энергопринимающих устройств - 3,5 МВт), ООО "Лукойл-КНТ" (максимальная мощность энергопринимающих устройств - 3,5 МВт).
Принимая во внимание информацию, представленную Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, что ЗАО "Терминал" и ЗАО "Содружество-Соя" в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ входят в одну группу лиц, ФСТ России произведен расчет доли суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств ЗАО "Терминал" и ЗАО "Содружество-Соя": (3,5 + 4,5) / (3,5 + 4,5 + 3,5) = 69,6%, что меньше 80%, определенных в приложении N 3 к Основам ценообразования.
На основании вышеизложенного, ФСТ России считает, что Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области неправомерно отнесла потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к электрическим сетям ЗАО "Агропродукт", ЗАО "Содружество-Соя" и ЗАО "Терминал" к категории "монопотребитель".
По результатам анализа остальных требований ЗАО "Агропродукт" ФСТ России отмечает, что факты нарушения Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ЗАО "Агропродукт" на 2014 год не выявлены.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые подробно изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 11.11.2014 г. N СЗ-219), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ЗАО "Агропродукт", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
2. Признать неправомерным отнесение Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области ЗАО "Агропродукт" к сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя.
3. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:
- в срок до 20 декабря 2014 года принять решения о приведении в соответствие с действующим законодательством в сфере электроэнергетики и настоящим приказом приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 21.08.2014 г. N 83-02э/14 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калининградской области на период по 31 декабря 2014 года" и от 21.08.2014 г. N 83-03э/14 "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую ЗАО "Агропродукт" монопотребителю (ЗАО "Содружество-Соя" и ЗАО "Терминал") на период по 31 декабря 2014 года";
- в срок до 01 июля 2015 года провести анализ фактических балансовых показателей полезного отпуска электрической энергии и мощности из сети ЗАО "Агропродукт" и в случае соответствия критериям, определенным приложением 3 к Основам ценообразования, привести решения об установлении тарифов на электрическую энергию для ЗАО "Агропродукт" в соответствие с действующим законодательством, установив тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ЗАО "Агропродукт" с учетом отнесения его к сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 3 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались вышеуказанные решения.
5. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о рассмотрении спора ЗАО "Агропродукт".
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 18 ноября 2014 г. N 1999-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ЗАО "Агропродукт" о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 19 декабря 2014 г. N 47