В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления ОАО "Кубаньэнерго" (далее - Заявитель), (регистрационный вх. N ФСТ-5543-27 от 05.03.2014 г.) о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, с Региональной энергетической комиссией-департаментом цен и тарифов Краснодарского края, установлено следующее.
Спор возник с Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее - Респондент), которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в электроэнергетике приказом от 27.12.2013 г. N 102/2013-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год.
С 2012 года необходимая валовая выручка (далее - НВВ) для Заявителя рассчитывается с применением метода доходности инвестированного капитала, при этом 2012 год является первым годом долгосрочного периода.
ОАО "Кубаньэнерго" заявляет требования к Респонденту о признании экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах 2014 года расходов по следующим статьям затрат:
- Доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в 2012 году по независящим от ОАО "Кубаньэнерго" причинам в сумме 2 195 603,19 тыс. руб.;
- Расходы, связанные с технологическим присоединением к ОАО "ФСК ЕЭС" к источнику питания ПС 220 кВ "Бужора" - 1 215 545,72 тыс. руб.
Заявитель просит ФСТ России:
1. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки ОАО "Кубаньэнерго" на услуги по передаче электроэнергии на 2014 год выпадающие доходы/некомпенсированные расходы в размере 3 411 148,91 тыс. руб., которые не были учтены респондентом при определении необходимой валовой выручки заявителя на 2014 год, указанной в приказе РЭК-ДЦТ КК от 27.12.2013 N 102/2013-э.
2. В целях дополнительного учета в составе необходимой валовой выручки заявителя указанных расходов отменить приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 27.12.2013 N 102/2013-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея на 2014 год".
3. Обязать Респондента пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея на 2014 год с учетом необходимой валовой выручки ОАО "Кубаньэнерго" в размере 20 238 770,62 тыс. руб. (не включает необходимую валовую выручку смежных сетевых организаций, расходы на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь), при сохранении величины сглаживания в размере "-" 1 341 435,46 тыс. руб., принятой Респондентом на 2014 год, вместо установленной РЭК-ДЦТ КК приказом от 27.12.2013 N 102/2013-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на услуги по передаче электрической энергии по сетям Краснодарского края и Республики Адыгея" в размере 16 827 621,71 тыс. руб.
Согласно фактическим данным выручка Заявителя за 2012 год от оказания услуг по передаче электрической энергии составила 28 185 863,88 тыс. руб., что на 1 948 612,64 тыс. руб. меньше выручки, учтенной Респондентом при расчете и установлении тарифов на 2012 год (30 134 476,52 тыс. руб.).
В соответствии с положениями пункта 42 Методических указаний, с учетом применения прогнозных индексов потребительских цен на 2013 г. в размере 6,7% и на 2014 г. в размере 5,6%, по мнению Заявителя, величина компенсации за фактически недополученный по независящим причинам доход от оказания услуг по передаче электрической энергии в 2012 году при установлении тарифов на 2014 год должна составить 2 195 603,19 тыс. руб.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Респондент не оспаривает факт недополучения Заявителем выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2012 год в размере 1 948 612,64 тыс. руб., (п. 6 выписки из протокола заседания Правления Респондента от 27.12.2013 N 79).
Анализ фактической выручки и объема оказанных услуг Заявителем сбытовым организациям за 2012 год, проведенный ФСТ России, показал, что фактический полезный отпуск электрической энергии составил 16 525 726,51 тыс. кВтч или 100,7% от объема, учтенного Респондентом при установлении тарифов. При этом, фактический полезный отпуск электрической энергии по уровням напряжения имеет незначительные отклонения по сравнению с плановыми показателями. Основной причиной недополучения Заявителем выручки является применение в расчетах со сбытовыми организациями мощности, отличной от учтенной при установлении тарифов (при взаиморасчетах по двухставочному тарифу).
Отклонение заявленной мощности, оплачиваемой Заявителю ОАО "Кубаньэнергосбыт" вызвано следующим:
1. ОАО "Кубаньэнергосбыт" в рамках формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) письмом от 15.03.2011 г. N 20.232.05.15/545 направило Заявителю предложения по заявленной мощности на 2012 год в размере 2 224 МВт.
2. Заявитель при подаче заявления об открытии дела об установлении тарифов на электрическую энергию на 2012 год использовал показатели заявленной мощности потребителей ОАО "Кубаньэнергосбыт" в размере 2 224 МВт.
4. Письмом от 03.06.2011 г. N 05-223-02/1027 ОАО "Кубаньэнергосбыт" скорректировало предложения по заявленной мощности на 2012 год до 2 270 МВт.
5. Письмом от 21.11.2011 г. N 06.227.72/2851 ОАО "Кубаньэнергосбыт" скорректировало предложения по заявленной мощности на 2012 год до 1 121,97 МВт.
6. В рамках судебного процесса по делу N А32-2245/2012 между Заявителем и ОАО "Кубаньэнергосбыт" было подписано Мировое соглашение от 28.04.2012 г. N 407/30-554 (договор на оказание услуг по передаче электрической энергии), в котором была согласована величина заявленной мощности на 2012 год в размере 1 600 МВт. ФСТ России отмечает, что заявленная мощность на 2012 год была согласована сторонами до вступления в силу Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442. Указанная мощность и была оплачена ОАО "Кубаньэнергосбыт" Заявителю.
В 2012 году между ОАО "Кубаньэнерго" и ОАО "Кубаньэнергосбыт" производились расчеты за оказанные услуги по передаче электрической энергии по категории потребителей "население и потребители, приравненные к нему в установленном порядке" по одноставочному варианту тарифа, по категории потребителей "прочие" - по двухставочному варианту тарифа по заявленной мощности в объеме 944,525 МВт в соответствии с приложением N 3 к Договору оказания услуг по передаче электроэнергии по сетям ОАО "Кубаньэнерго". Исходя из общей величины заявленной мощности на 2012 год в размере 1 600 МВт мощность по группе "население и потребители, приравненные к нему в установленном порядке" составляет 655,475 МВт.
В соответствии с информацией в формате таблицы 3 "Предложение по покупке электрической энергии и мощности", утвержденной Приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1 (далее - форма 3), представленной ОАО "Кубаньэнергосбыт" в адрес ОАО "Кубаньэнерго" письмом от 29.03.2013 N 20232.05.151101, величина заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии по факту 2012 года составляет 1 690 МВт.
Для определения экономически обоснованной величины фактической выручки от предоставления услуг по передаче электроэнергии ОАО "Кубаньэнерго" для ОАО "Кубаньэнергосбыт" по группе потребителей "прочие" предлагается применить величину фактической мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии по факту 2012 года в размере 1 055,43 МВт. Данная величина определена исходя из величины фактической мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии по факту 2012 года в размере 1 690 МВт за исключением величины заявленной мощности по ООО "Майкопская ТЭЦ" в размере 35,6 МВт и величины заявленной мощности по группе потребителей "население и потребители, приравненные к нему в установленном порядке" в размере 598,95 МВт.
При этом, величина заявленной мощности по группе потребителей "население и потребители, приравненные к нему в установленном порядке" определена исходя из отпуска электроэнергии по группе потребителей "население..." согласно Форме 3 в объеме 3 094,97 млн кВтч за исключением объемов полезного отпуска электроэнергии по группе потребителей "население..." по ООО "Майкопская ТЭЦ" 100,2 млн кВтч, с применением диапазона ЧЧИМ 5 000.
Информация по объемам полезного отпуска электроэнергии (100,2 млн кВтч) и величине заявленной мощности (35,6 МВт) по потребителям ООО "Майкопская ТЭЦ" принята на основании данных из формы П 1.6. "Структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО", представленной ООО "Майкопская ТЭЦ".
При применении в расчете фактической выручки от услуг по передаче электроэнергии по сетям ОАО "Кубаньэнерго" за 2012 год величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электроэнергии по факту 2012 года, сформированной по данным из Формы 3 ОАО "Кубаньэнергосбыт", экономически обоснованная выручка от услуг по передаче электрической энергии ОАО "Кубаньэнерго" за 2012 год определена в размере 28 713 743,13 тыс. руб.
Таким образом, недополученный доход за 2012 год от оказания услуг по передаче электрической энергии составил:
30 134 476,52 - 28 713 743,13 = 1 420 733,39 тыс. руб.,
где 30 134 476,52 тыс. руб. - необходимая валовая выручка Заявителя, установленная Респондентом на 2012 год (с учетом расходов на оплату услуг смежных территориальных сетевых организаций).
С учетом применения прогнозного ИПЦ на 2013 г. в размере 6,7% и на 2014 г. в размере 5,6% согласно пункту 42 Методических указаний величина недополученного дохода за 2012 год, не учтенная Респондентом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год, составляет: 1 420 733,39 * 1,056 * 1,067 = 1 600 814,19 тыс. руб., что меньше требований Заявителя - 2 195 603,19 тыс. руб.
Соглашением о взаимодействии администрации Краснодарского края и ОАО РАО "ЕЭС России" при реализации мероприятий по обеспечению надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей Краснодарского края от 17.02.2007 г., заключенным между Администрацией Краснодарского края и ОАО РАО "ЕЭС России", предусмотрены мероприятия по строительству новых и реконструкции существующих электроэнергетических мощностей для недопущения дефицита мощности и повышения надежности электроснабжения потребителей региона, а также обеспечения возможности присоединения новых потребителей к электрическим сетям, в том числе мероприятия по строительству ПС 220 кВ "Бужора" с источником финансирования - плата за технологическое присоединение.
Впоследствии между ОАО "ФСК ЕЭС" и ОАО "Кубаньэнерго" был заключен договор от 14.07.2008 г. N 383/ТП/407/30-927-МРСК об осуществлении технологического присоединения.
Приказом ФСТ России от 30.12.2010 г. N 504-э/7 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, принадлежащим на праве собственности ОАО "ФСК ЕЭС", утвержден размер платы ОАО "Кубаньэнерго" за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" (ПС 220 кВ "Бужора") в размере 1 215 545 720,08 рублей (без НДС).
Согласно п. 7 Основ ценообразования при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации, связанные с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, которые связаны с технологическим присоединением и не учтены в инвестиционной программе, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В период с 2010 по 2012 год технические условия на технологическое присоединение по вышеуказанному договору изменялись три раза.
Акт об осуществлении технологического присоединения Заявителем в ФСТ России не представлен. Представлены акты о выполнении мероприятий по 1 и 2 этапам технических условий (из 4-х этапов по договору).
По запросу Контрольно-ревизионного управления Заявителем представлена информация по плану реализации мероприятий, предусмотренных 3 и 4 этапами осуществления технологического присоединения. Так, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой ОАО "Кубаньэнерго" реализация мероприятия "Реконструкция сети 110 кВ, прилегающей к проектируемой ПС 220 кВ "Бужора" - ст. Анапская планируется в 2015 году, "СМР. Реконструкция ПС 110/35/6 Джемете с заменой T1 16MBA на 25 МВА, реконструкция ОРУ 110 кВ, реконструкция КРУН 10кВ" - в 2016 году.
По запросу Контрольно-ревизионного управления ОАО "ФСК ЕЭС" представлена информация о выполнении технических условий на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (исх. N 238/449 от 06.05.2014 г., вх. N 4-4196 от 07.05.2014 г.). ОАО "ФСК ЕЭС" отмечает, что по объекту "ПС 220 кВ Бужора с заходами ВЛ 220 кВ" (п. 1.2, 1.3, 1.6, 1.7 технических условий) работы завершены, устраняются замечания, объект вводится в эксплуатацию в полном объеме в 2014 году.
ФСТ России отмечает, что на момент принятия Респондентом тарифного решения для Заявителя на 2014 год со стороны ОАО "ФСК ЕЭС" не были выполнены в полном объеме мероприятия по объекту "ПС 220 кВ Бужора с заходами ВЛ 220 кВ".
Фактическое осуществление технологического присоединения, с оформлением соответствующих документов, возможно после выполнения всех предусмотренных договором мероприятий, то есть в 2016 году.
На основании вышеизложенного, ФСТ России считает, что требования Заявителя по статье "Расходы, связанные с технологическим присоединением к ОАО "ФСК ЕЭС" к источнику питания ПС 220 кВ "Бужора" являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые подробно изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 27 июня 2014 г. N СЗ-168), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования ОАО "Кубаньэнерго", указанные в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края.
2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в установленном порядке в срок до 20.12.2014 г. принять решения об установлении для ОАО "Кубаньэнерго" цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год, рассчитанных в соответствии с настоящим приказом, а также с учетом анализа мер, предпринятых ОАО "Кубаньэнерго", по минимизации величины недополученного дохода за 2012 год, обеспечив введение в действие указанных тарифов с 1 января 2015 года.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения, указанного в пункте 2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано пунктом 2 настоящего приказа;
- экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "Кубаньэнерго" на 2015 год;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось вышеуказанное решение;
- шаблона ЕИАС по форме, действующей на момент принятия соответствующего решения.
4. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "Кубаньэнерго".
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2014 г. N 1837-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Кубаньэнерго" о рассмотрении спора с Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 декабря 2014 г. N 48