• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 9 декабря 2014 г. N 2753-О "По запросу Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва о проверке конституционности части третьей статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно Основам законодательства о нотариате наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Минюстом России или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.

Региональный парламент оспаривал конституционность этой нормы ввиду того, что она не предусматривает полномочий субъекта Российской Федерации при отборе кандидатур и назначении на должность нотариусов государственных нотариальных контор. Также заявитель утверждал, что действующий порядок наделения нотариуса полномочиями исключает участие в нем государственных нотариусов.

Конституционный Суд РФ не принял запрос к рассмотрению, пояснив следующее.

В Основах законодательства о нотариате предусмотрен открытый перечень правомочий субъектов Российской Федерации в данной сфере. Тем самым федеральный законодатель наделил регионы полномочиями по значительному количеству вопросов в области нотариата.

В рамках единой процедуры оспариваемая норма предусматривает порядок наделения - на основании рекомендации региональной нотариальной палаты - всех нотариусов (как частных, так и государственных) полномочиями Минюстом России или его территориальными органами.

Такое правовое регулирование, не предусматривающее участия иных органов госвласти в процедурах отбора кандидатур и назначения на должность нотариусов, с одной стороны, и привлечение к участию в них нотариальной палаты как нотариального сообщества - с другой, призвано гарантировать независимость нотариата.

Установленный федеральным законодателем в пределах его компетенции порядок наделения частных и государственных нотариусов полномочиями - в той части, в какой он оспаривается заявителем, - не содержит неопределенности с точки зрения его соответствия конституционным положениям.

Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть в т. ч. и государственные нотариусы. Значит, в конкурсной комиссии при отборе кандидатур и при назначении на должность нотариусов могут быть представлены государственные нотариусы. Оспариваемая норма этому не препятствует.

Поэтому и в данной части действующее правовое регулирование не может расцениваться как посягающее на независимость нотариата или нарушающее право нотариусов на равенство перед законом.


Определение Конституционного Суда РФ от 9 декабря 2014 г. N 2753-О "По запросу Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва о проверке конституционности части третьей статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"



Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)


Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2014 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2015 г., N 2