В 2014 году за счет обеспечения дополнительных мер безопасности единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) был проведен объективно и честно.
Окончательные итоги ЕГЭ 2014 года согласно перечню поручений Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева по итогам совещания по вопросу "О готовности системы образования к проведению единого государственного экзамена в 2014 году", состоявшегося 22 мая 2014 г., будут подведены и представлены в Правительство РФ к декабрю 2014 года.
На основании статистических данных от 27 июля 2014 г. для проведения всех этапов ЕГЭ было задействовано 5932 пункта проведения экзамена (далее - ППЭ), что меньше, чем в 2013 году (7471 ППЭ).
Для проведения ЕГЭ в 2014 году для граждан Российской Федерации и граждан Украины, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, организован ППЭ на базе общеобразовательной организации N 8 г. Севастополя.
ППЭ оборудован в соответствии с требованиями, установленными Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. В качестве руководителя ППЭ, организаторов в аудитории и вне аудиторий привлечены представители общеобразовательных организаций г. Севастополя. В ППЭ присутствовали 3 члена государственной экзаменационной комиссии (представители Управления образования и науки г. Севастополя, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Рособрнадзора). На экзамены было зарегистрировано порядка 300 участников.
Основной контингент участников представляли выпускники 2014 года школ г. Севастополя и Республики Крым, освоившие украинские общеобразовательные программы, а также выпускники Нахимовского военного училища.
Анализ проведения ЕГЭ в предыдущие годы показал несостоятельность региональной системы общественного наблюдения, в связи с чем в 2014 году была проведена работа по широкому привлечению гражданского общества к проведению ЕГЭ. Рособрнадзором была предусмотрена трехуровневая система наблюдения. Общественный контроль за проведением ЕГЭ осуществляли федеральные эксперты ("инспекторы"), федеральные общественные наблюдатели (аккредитованные в регионах по представлению Рособрнадзора) и онлайн-наблюдатели (через портал smotriege.ru).
Функции, возложенные на каждую категорию наблюдателей, различались по своему содержанию. "Федеральные инспекторы" по своей сути - уполномоченные лица Рособрнадзора, которые были включены в составы региональных государственных экзаменационных комиссий, в полномочия которых входило принятие решений по всем процедурам проведения экзамена. Федеральные общественные наблюдатели контролировали ход экзамена непосредственно в ППЭ, региональных центрах обработки информации, местах работы конфликтной и предметной комиссий и составляли протоколы нарушений по установленной для них форме.
На досрочном, основном и дополнительном этапах проведения ЕГЭ в субъектах РФ в качестве федеральных инспекторов мониторинг осуществляли 38, 109 и 41 специалист соответственно, в качестве федеральных общественных наблюдателей в основной и дополнительный этапы проведения ЕГЭ - 1220 и 74 специалиста соответственно.
Кроме того, дистанционное наблюдение осуществляли около 6 тыс. онлайн-наблюдателей, которые посредством меток указывали на возможные нарушения процедуры проведения экзаменов, по факту которых региональными органами управления образованием проводились служебные расследования.
На региональном уровне было аккредитовано в качестве общественных наблюдателей более 35 000 человек.
В 2014 году утечек контрольных измерительных материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не зафиксировано. Фактов "ЕГЭ-туризма", выявленного в 2013 году, в 2014 году не установлено.
В ЕГЭ в 2014 году приняли участие:
- в досрочный период - 935 человек (в 2013 году - 2009 чел., в 2012 году - 1657 чел.);
- в основной период:
Год |
Общее количество участников (чел.) |
Количество участников-выпускников (чел.) |
Количество человеко-экзаменов |
2014 |
733 368 |
683 772 |
2 574 020 |
2013 |
813 525 |
741 550 |
2 822 740 |
2012 |
741 897 |
778 165 |
2 897 816 |
- в дополнительный период - 31 140 человек (в 2013 году - 51 474 чел., в 2012 году - 54 504 чел.).
В 2014 году, как и в 2012-2013 годах, наиболее популярными среди предметов по выбору на основном этапе проведения ЕГЭ стали (в порядке убывания):
Предмет |
Доля от общего количества участников (%) |
||
2014 |
2013 |
2012 |
|
Обществознание |
61,6 |
61,8 |
58,0 |
Физика |
26,5 |
27,0 |
26,2 |
История |
20,4 |
22,8 |
19,5 |
Биология |
19,7 |
20,8 |
20,3 |
Химия |
11,8 |
12,2 |
11,4 |
Наименьшее число участников ЕГЭ 2014 года сдавали:
Предмет |
Доля от общего количества участников (%) |
||
2014 |
2013 |
2012 |
|
Литература |
5,5 |
5,5 |
5,4 |
География |
3,2 |
4,0 |
3,0 |
Динамика изменения общероссийского среднего тестового балла в 2014 году:
Предмет |
Годы |
||
2014 |
2013 |
2012 |
|
Русский язык |
62,5 |
63,4 |
61,1 |
Математика |
44,1 |
48,7 |
44,6 |
Физика |
45,4 |
53,5 |
46,7 |
Химия |
55,3 |
67,8 |
57,3 |
Информатика и ИКТ |
57,1 |
63,1 |
60,3 |
Биология |
54,1 |
58,6 |
54,0 |
История |
45,3 |
54,8 |
51,1 |
География |
52,9 |
57,2 |
55,8 |
Английский язык |
61,1 |
72,4 |
60,8 |
Немецкий язык |
54,5 |
58,6 |
57,1 |
Французский язык |
69,6 |
69,5 |
66,6 |
Обществознание |
52,9 |
59,5 |
55,2 |
Испанский язык |
71,6 |
68,9 |
70,0 |
Литература |
53,5 |
58,4 |
56,3 |
Общее количество стобалльников в 2014 году составило 3694 человека (в 2013 году - 10 002 чел., в 2012 году - 3568 чел.).
Количество стобалльных работ в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилось по всем предметам. Наиболее существенное отклонение выявлено:
- по английскому языку (в 38,7 раза)
- по информатике и ИКТ (в 11 раз)
- по обществознанию (в 7,6 раза)
- по математике (в 7,5 раза)
- по химии (в 6,6 раза)
- по истории (в 5 раз)
- по биологии (в 4,3 раза)
- по физике (в 3,3 раза)
- по географии (в 3,3 раза)
- по литературе (в 2,2 раза).
Наибольшее количество стобалльников зафиксировано в Москве (599 чел.), Московской области (232 чел.) и Краснодарском крае (216 чел.).
Наименьшее количество - в республиках Алтай, Мордовия и Тыва (по одному участнику ЕГЭ по русскому языку, физике и литературе соответственно), а также в Чукотском автономном округе (1 чел. по русскому языку).
В Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках в 2014 году стобалльников нет.
Количество не сдавших два обязательных предмета:
Год |
Общее количество (чел.) |
Доля от общего числа сдававших (%) |
2014 |
5531 |
0,8 |
2013 |
6667 |
0,9 |
2012 |
9522 |
1,23 |
Всего в 2014 году не получили аттестата 16 698 человек (2,4%), в 2013 году - 24 067 (3,2%), в 2012 году - 32 373 (4,1%).
Количество апелляций о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ в 2014 году составило 32 650 (в 2013 году - 48 275, в 2012 году - 57 346).
Отдельно стоит отметить, что по фактам нарушения порядка проведения ЕГЭ его участниками в части использования мобильных телефонов и справочных материалов аннулировано порядка 1500 экзаменационных работ.
Количество участников ЕГЭ с ОВЗ в 80 регионах составило 33 960 человек. В целях обеспечения участия в ЕГЭ обучающихся с тяжелыми нарушениями зрения (слепых) контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) ЕГЭ переведены на рельефно-точечный шрифт Брайля. Также разработаны тетради для ответов с использованием шрифта Брайля.
Экзаменационные материалы для слепых, изготовленные рельефно-точечным шрифтом Брайля, в количестве 305 комплектов по 12 учебным предметам были направлены в 2014 году в 30 субъектов РФ согласно их заявкам. В ЕГЭ принимал участие 51 слепой участник из 22 субъектов РФ.
Кроме того, для подготовки к ЕГЭ для данной категории лиц в 24 субъекта РФ направлены 1500 комплектов тренировочных КИМ, выполненных шрифтом Брайля.
Для совершенствования механизмов проведения ЕГЭ, а также усиления разностороннего контроля за ходом проведения экзаменов в 2014 году был принят ряд концептуальных мер, позволивших обеспечить объективность и честность организации экзаменов.
Изменение схемы доставки экзаменационных материалов повлияло на сокращение времени нахождения данных материалов в органах исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, тем самым предотвратив "утечки" КИМ в сеть Интернет.
Для обеспечения информационной безопасности и профилактики нарушений порядка проведения ЕГЭ ППЭ оснащены системой видеонаблюдения, стационарными или ручными металлодетекторами.
Установка в ППЭ систем видеонаблюдения позволила не только пресечь нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ, но и обеспечить равные условия для всех обучающихся и, как следствие, не допустить дискриминации или нарушений прав детей во время сдачи ЕГЭ. По результатам эффективности работы систем видеонаблюдения принято решение о целесообразности продолжения их работы в 2015 году.
Результаты участников ЕГЭ, нарушивших порядок проведения экзамена, были аннулированы без предоставления права пересдачи экзаменов в 2014 году. По иным лицам, задействованным в проведении ЕГЭ и нарушившим установленный порядок, будут также предприняты меры административного воздействия.
Указанные ранее сведения могут свидетельствовать об объективности проведения экзаменов и минимизации, а в ряде случаев исключении, нарушений со стороны всех задействованных в проведении ЕГЭ лиц. Работа по сохранению уровня объективности проведения экзамена продолжится и в последующие годы. Что касается результатов проведения ЕГЭ в 2014 году, то можно сделать вывод о выравнивании результатов и возвращении показателей к аналогичным значениям 2011-2012 годов.
За десять лет существования ЕГЭ претерпел неоднократные изменения и постоянно совершенствуется.
На ближайшую перспективу запланированы мероприятия по изменению структуры КИМ. По ряду предметов структура КИМ будет оптимизирована к 2015 году.
В рамках предусмотренного соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом освоения учебных предметов на базовом и углубленном уровнях прорабатывается вопрос о разделении в 2015 году ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.
Также стоит отметить, что с 2015 года Порядком проведения государственной итоговой аттестации по основным общеобразовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400*) предусмотрено введение раздела "Говорение" в ЕГЭ по иностранному языку.
Одним из основных вопросов совершенствования ЕГЭ является неоднократная сдача экзаменов. В 2015 году по ряду предметов, обучение по которым завершается в десятом классе, можно будет сдать экзамены, не дожидаясь следующего года. Также предусмотрена возможность пересдачи неудовлетворительных результатов по всем учебным предметам в независимых центрах проведения экзаменов.
Создание таких независимых центров позволит обеспечить равные права на использование данной возможности всеми участниками ЕГЭ в течение учебного года.
Во исполнение перечня поручений по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 12.12.2013 N Пр-3086 прорабатывается вопрос об учете результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций наряду с результатами ЕГЭ при приеме в образовательные организации высшего образования. В настоящее время итоговое сочинение рассматривается как допуск к прохождению государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования.
Для иностранных граждан, а также для соотечественников, проживающих за рубежом, в 2014 году было открыто 5 пунктов проведения ЕГЭ в 3 государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Приднестровье и Латвии. Данная работа будет продолжена и в последующие годы.
Кроме того, в 2014 году на досрочном этапе была апробирована модель печати КИМ в аудиториях ППЭ. Данная работа будет продолжена и в 2015 году.
По указанным ранее направлениям совершенствования ЕГЭ внесены соответствующие изменения в нормативные правовые акты.
______________________________
* См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 9, 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2014 г. "Основные итоги проведения единого государственного экзамена в 2014 году"
Текст информации опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", декабрь 2014 г., N 34