Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 февраля 2014 г. N 03-01-11/8431
В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Ведение Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) осуществляется ФНС России в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) на основании единых технических и методологических принципов, методов и форм. Указанные реестры структурированы, их обновление происходит в соответствии с регламентирующими документами в автоматизированном режиме, при этом сведения из документов, поступающих на бумажном носителе, вводятся в систему однократно.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона N 129-ФЗ в рамках реализации принципа "одного окна" содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях передаются в органы государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации) для постановки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на учет в качестве страхователей, а также в органы государственной статистики. Сведения из указанных реестров предоставляются также органам, определённым Правительством Российской Федерации.
ЕГРЮЛ и ЕГРИП являются базовыми информационными ресурсами, используемыми при оказании государственных и муниципальных услуг. На сегодняшний день ФНС России является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания государственных услуг, и задействована в качестве поставщика данных при оказании более 220 государственных услуг 51 федеральному ведомству. Взаимодействие с вышеуказанными органами осуществляется исключительно в электронном виде.
Начиная с 2010 года, ФНС России проводится работа по созданию новой информационной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище. Развёртывание новой информационной системы выполняется с применением самых современных технологий (Exadata и Teradata). В настоящий момент программное обеспечения нового поколения АИС "Налог-3" находится в опытной эксплуатации и его поэтапное внедрение в промышленную эксплуатацию планируется начать во второй половине 2014 года.
Открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с 2004 года размещаются на сайте ФНС России в онлайн-сервисе "Проверь себя и контрагента".
За 2013 год к онлайн-сервису "Проверь себя и контрагента" выполнено 584 699 616 запросов, что составляет свыше 1,5 миллионов запросов ежедневно.
Вместе с тем, юридическим лицам открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ могут быть предоставлены за плату в соответствии с Порядком, утверждённым приказом ФНС России от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ (зарегистрирован Минюстом России 11 июня 2009 г., регистрационный номер 14081), с использованием веб-технологии путём установления доступа в сети Интернет к сайту ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые сведения ЕГРЮЛ.
В 2013 году услугой получения доступа к открытым и общедоступным сведениям из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде за плату в соответствии с названным приказом ФНС России воспользовались 1 249 юридических лиц и 14 физических лиц. Аналогичные сведения были предоставлены органам государственной власти бесплатно на основании соответствующих соглашений по 29 811 запросам.
Учитывая изложенное, сведения о недостатках информационной системы ФНС России в части ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, изложенные в обращении, не соответствуют действительности.
Одновременно по вопросу создания автоматизированной системы управления ЕГРЮЛ, предусматривающей функции по оценке уникальности наименований юридических лиц, сообщается следующее.
Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Требования к наименованию юридического лица установлены Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 54 и 1473) и законами об отдельных видах юридических лиц.
Наряду с требованиями к наименованию юридического лица указанными законами закреплено исключительное право юридического лица на использование его наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.
Исключительное право на наименование юридического лица охраняется законом. При этом участие регистрирующего органа в отношениях, связанных с защитой указанного права при его нарушении, законом не предусмотрено.
Соответственно, при осуществлении государственной регистрации юридического лица проверка уникальности наименования юридического лица не проводится.
В связи с этим основания для создания автоматизированной системы ведения ЕГРЮЛ, предусматривающей функции по оценке уникальности наименований юридических лиц, отсутствуют.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, с 2004 г. размещаются на сайте ФНС России в онлайн-сервисе "Проверь себя и контрагента".
За 2013 г. к этому онлайн-сервису выполнено более 584 млн запросов, что составляет свыше 1,5 млн запросов ежедневно.
Юрлицам открытые и общедоступные сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, могут быть предоставлены за плату путем установления доступа к сайту ФНС России, на котором размещаются еженедельно обновляемые данные реестра.
В 2013 г. услугой платного доступа воспользовались 1 249 юрлиц и 14 физлиц. Аналогичные сведения были предоставлены органам госвласти бесплатно на основании соответствующих соглашений по 29 811 запросам.
Также обращается внимание, что при госрегистрации юрлица проверка уникальности его наименования не проводится.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 февраля 2014 г. N 03-01-11/8431
Текст письма официально опубликован не был