Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2014 г. N 305-КГ14-5686
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив кассационную жалобу компании "ЕФН Проектгезельшафт Мюльфербреннунгсанлаге N 1 мбХ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2014 по делу N А40-38404/2013 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (Москва; далее - антимонопольный орган) к Правительству Москвы (Москва), обществу с ограниченной ответственностью "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" (г. Будапешт Венгерской республики; далее - общество "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС"), компании "ЕФН Проектгезельшафт Мюльфербреннунгсанлаге N 1 мбХ" (г. Эссен, Германия; далее - компания) о признании недействительными соглашения, заключенного между Правительством Москвы, ООО "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" и компанией "ЕФН Проектгезельшафт Мюльфербреннунгсанлаге N 1 мбХ", о переуступке прав и обязанностей инвестора от 19.07.2010 (далее - соглашение о переуступке от 19.07.2010) по договору (соглашению) о реализации проекта по организации финансирования, строительству и эксплуатации мусороперерабатывающего завода N 1 от 14.04.2005 (далее - договор о реализации проекта от 14.04.2005); дополнительного соглашения от 19.07.2010 N 2 к договору о реализации проекта от 14.04.2005 (далее - дополнительное соглашение N 2), заключенного между Правительством Москвы и ООО "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" (с учетом принятого судом первой инстанции отказа истца от иска в части признания недействительным распоряжения Правительства Москвы от 01.06.2010 N 1061-РП "О мерах по дальнейшей реализации распоряжения Правительства Москвы от 28.07.2005 N 1395-РП" и в части применения последствий недействительности этих сделок), установила:
к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "БУДАПРО-ЗАВОД N 1" (Москва; далее - завод).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2014, соглашение о переуступке от 19.07.2010 и дополнительное соглашение N 2 признаны недействительными. Производство по требованию о признании недействительным распоряжения Правительства Москвы от 01.06.2010 N 1061-РП "О мерах по дальнейшей реализации Распоряжения Правительства Москвы от 28.07.2005 года N 1395-РП" (далее - распоряжение N 1395-РП) и о применении последствий недействительности оспариваемых соглашения о переуступке от 19.07.2010 и дополнительного соглашения N 2 прекращено в связи с отказом антимонопольного органа от этой части заявленных требований.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "далее - распоряжение N 1395-РП" имеется в виду "далее - распоряжение N 1061-РП"
В кассационной жалобе компания ссылается на неправомерный вывод судов о нарушении оспариваемыми соглашением о переуступке от 19.07.2010 и дополнительным соглашением N 2 требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Изучив кассационную жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что жалоба не подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Антимонопольным органом в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в действиях Правительства Москвы установлены нарушения антимонопольного законодательства, заключающиеся в издании распоряжения N 1061-РП, которым без проведения конкурентных процедур принято решение о передаче компании прав и обязанностей общества "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" по договору о реализации проекта от 14.04.2005, увеличении производительности мусороперерабатывающего завода до уровня не менее 700 000 тонн в год и суммы инвестиционных затрат до 707 702 000 евро.
Предписанием N 1-15-994/77-12 антимонопольный орган указал Правительству Москвы в месячный срок с даты получения предписания устранить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании распоряжения N 1061-РП, результатом чего явилось (могло явиться) ограничение (устранение) конкуренции, и отменить распоряжение N 1061-РП.
Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении дела N А40-11606/2013 Арбитражного суда города Москвы по заявлению компании и общества "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа по делу N 1-15-994/77-12.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено, что 19.07.2010 во исполнение распоряжения N 1061-РП между Правительством Москвы и обществом "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору о реализации проекта от 14.04.2005, согласно которому проектируемая мощность мусороперерабатывающего завода N 1 увеличена с 350 000 тонн в год до 700 000 тонн в год, а также изменена общая сумма инвестиционных затрат до 707 702 000 евро.
Кроме того, между Правительством Москвы, обществом "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" и компанией подписано соглашение о переуступке от 19.07.2010, из содержания которого следует, что оно заключено во исполнение распоряжения N 1061-РП и Правительство Москвы выражает полное и безусловное согласие на уступку компании всех прав и обязанностей общества "БУДАГЕП-БУДАЛЮКС" по договору о реализации проекта от 14.04.2005.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения антимонопольного органа в арбитражный суд.
Суды, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства и приняв во внимание обстоятельства, установленные судами при рассмотрении дела N А40-11606/2013 Арбитражного суда города Москвы, руководствуясь статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российский Федерации, положениями Закона о защите конкуренции, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к правомерному выводу о недействительности оспариваемых сделок.
Довод компании о том, что обстоятельства, связанные с нарушением Правительством Москвы норм антимонопольного законодательства, установленным судами при рассмотрении дела N А40-11606/2013 Арбитражного суда города Москвы, не признаются преюдициальными, поскольку соглашение о переуступке от 19.07.2010 и дополнительное соглашение N 2 являются самостоятельными сделками, подлежит отклонению. Заключение указанных сделок являлось следствием издания распоряжения N 1061-РП и с ним непосредственно связано. В результате издания названного распоряжения заменена сторона в обязательстве, возникшем на основании заключенного по итогам открытого конкурса контракта. Более того, им изменены существенные условия инвестиционного договора, в частности его предмет и цена, поскольку увеличение инвестиционных затрат сопровождалось увеличением производительности завода. Поэтому выводы судов о нарушении распоряжением N 1061-РП установленных Законом о защите конкуренции конкурсных процедур по выбору нового исполнителя по контракту правомерно учтены судами при рассмотрении настоящего дела и признаны преюдициальными.
Возражения компании, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судебных инстанций. Несогласие стороны с этими выводами и иное толкование ею норм законодательства не свидетельствуют о неправильном применении их судами или допущенной ошибке.
В отсутствие предусмотренных частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований кассационная жалоба компании не подлежит передаче на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать компании "ЕФН Проектгезельшафт Мюльфербреннунгсанлаге N 1 мбХ" в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2014 по делу N А40-38404/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2014 г. N 305-КГ14-5686
Текст определения официально опубликован не был