В результате осуществления Центральным банком Российской Федерации надзорной деятельности за кредитными организациями продолжают выявляться случаи регулярного совершения их клиентами - юридическими лицами (резидентами) транзитных операций*.
Возрастающие масштабы данных операций позволяют предполагать, что возможными действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.
Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:
зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
По оценке Банка России, деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.
Учитывая изложенное, при выявлении кредитными организациями в деятельности клиентов операций, соответствующих указанным выше признакам, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
запрашивать у клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации;
обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;
направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) с использованием кодов вида признака 1414 и 1813 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению N 375-П.
В случае непредставления клиентом документов (надлежащим образом заверенных копий), подтверждающих уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документов (надлежащим образом заверенных копий) (сведений), подтверждающих отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации, по истечении одного месяца после окончания налогового (отчетного) периода, в котором такие документы (сведения) были запрошены, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении такого клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.
Заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации |
Д.Г. Скобелкин |
_____________________________
* Коды вида признака 1414 и 1813 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 года N 23744 и опубликовано в "Вестнике Банка России" от 18 апреля 2012 года N 20) (далее - Положение N 375-П).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рамках надзорной деятельности за кредитными организациями продолжают выявляться случаи регулярного совершения их клиентами - юрлицами (резидентами) транзитных операций (коды 1414 и 1813 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки).
Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью определенных признаков.
Это зачисление средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках России, с последующим их списанием; списание средств со счета в срок не более 2 дней с даты их зачисления; регулярность (как правило, проводятся ежедневно); проведение в течение длительного периода времени (как правило, не менее 3 месяцев). Деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления и списания, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка минимальна. Еще один признак - обязательные платежи в бюджетную систему России со счета не вносятся или вносятся в незначительных размерах, несопоставимых с масштабом деятельности владельца.
При выявлении операций, соответствующих данным признакам, рекомендуется запрашивать у клиента документы, подтверждающие уплату налогов за последний налоговый (отчетный) период либо отсутствие оснований для их уплаты, направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента.
Письмо Банка России от 31 декабря 2014 г. N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"
Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 21 января 2015 г. N 1