Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2014 г. N 305-ЭС14-2292 Суд отменил решение суда первой инстанции по делу о признании недействительным распоряжения об изменении разрешенного использования земельного участка и оставил без изменения постановление апелляционного суда, которым заявление удовлетворено, поскольку ответчик не доказал наличие законных оснований для принятия оспариваемого по делу распоряжения и соблюдение порядка его вынесения

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Орган власти принял решение об изменении вида разрешенного использования участка компании.

Ссылаясь на неправомерность такого решения, компания обратилась в суд.

Согласно ее доводам вид разрешенного использования был изменен без ее согласия (как собственника данного участка и недвижимости на нем) и без проведения публичных слушаний.

СК по экономическим спорам ВС РФ поддержала позицию компании и пояснила следующее.

По ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования участка определяются в градостроительном регламенте.

Такой регламент входит в состав правил землепользования и застройки.

Генпланы Москвы и Санкт-Петербурга являются документами территориального планирования данных субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти Москвы вправе устанавливать вид использования участка, из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию, на момент передачи земли.

Также такие органы власти вправе определять требования к использованию участка, обусловленные природоохранным законодательством и актами Москвы.

Таким образом, данные органы власти наделены указанными полномочиями при решении вопросов о предоставлении участков в частную собственность или передаче их во временное пользование.

Т. е. они реализуют такие полномочия в отношении участков, находящихся в госсобственности.

В данном же деле на момент принятия оспариваемого решения земля уже находилась в частной собственности компании, вид ее разрешенного использования был определен ранее (когда владельцем было иное лицо).

Вид разрешенного использования определяется в отношении участка, а не конкретного лица (владеющего такой землей).

Исходя из анализа норм ЗК РФ, вид разрешенного использования земли, находящейся в частной собственности, не допускается менять без волеизъявления ее собственника.

При этом вид разрешенного использования меняется в соответствии с градостроительным регламентом.

Кроме того, в данном случае для принятия решения об изменении вида разрешенного использования участка требовалось провести публичные слушания. Однако это не было сделано.