Постановление Верховного Суда РФ от 22 декабря 2014 г. N 305-АД14-5613
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу представителя ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" Воробьева О.В. на постановление главного государственного санитарного врача территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Электросталь N 0134/09 от 3 марта 2014 года, решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2014 года, вынесенные в отношении ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" по делу N А41-16525/14 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением главного государственного санитарного врача территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Электросталь N 0134/09 от 3 марта 2014 года ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2014 года состоявшиеся по делу постановления оставлены без изменения.
Представитель ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" Воробьев О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене состоявшихся в отношении Общества постановлений.
Жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административное наказание.
В силу положений статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Пунктом 1 статьи 46 указанного Федерального закона предусмотрено, что требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (п. 1.5 СП 1.1.1058-01).
Согласно п.п. 3.4-3.5 ГОСТ 19917-93: п. 3.4 мебель подвергают приемочным, квалификационным, периодическим, типовым испытаниям, а также для целей обязательного подтверждения соответствия (обязательная сертификация, декларирование о соответствии); п. 3.4.1 испытаниям для целей обязательного подтверждения соответствия, а также квалификационным и периодическим подвергают изделия, прошедшие приемосдаточные испытания.
Испытания для целей подтверждения соответствия допускается совмещать с приемочными, квалификационными и периодическими испытаниями, проведенными в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях); п. 3.4.7 протоколы испытаний должны быть предъявлены потребителю по его требованию.
Как усматривается из судебных постановлений, в связи с обращениями граждан от 31 декабря 2013 года (вх. N 942-0/У) и от 23 января 2014 года (N 37-0) о нарушении прав потребителей на основании распоряжения от 27 января 2014 года N 09-02-08 административным органом проведена внеплановая документарная проверка ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ", осуществляющего деятельность по производству мебели, по адресу: 142412, Московская область, г. Ногинск, ул. Индустриальная, 38а, о чём составлен акт проверки от 13.02.2014 N 09-02-08. Актом проверки зафиксированы следующие нарушения:
- при осуществлении деятельности по производству мебели не осуществляется производственный контроль, предусмотренный пунктами 3.4-3.5 ГОСТ 19917-93, в частности не представлены протоколы лабораторных исследований по определению концентрации летучих химических веществ, выделяющихся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений, а также протоколы исследований, подтверждающие соответствие мебели, в том числе модели 095-Т32 Я (исполнение А) по параметру: летучие химические вещества, выделяющиеся при эксплуатации мебели в воздух жилых помещений требованиям пункта 2.2.15 ГОСТ 19917-93 "Мебель для сидения и лежания. ОТУ";
- в представленных декларации о соответствии от 28.11.2011 N РОСС RU.X1 28.Д 08203 со сроком действия до 27.11.2014 и сертификате соответствия N РОСС RU.Xn 28.Н01943 со сроком действия с 28.11.2011 по 27.11.2014 указан один протокол испытаний от 25.11.2011 N 1483-11-2011/1.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что лабораторный контроль поступающего сырья и комплектующих, которые используются при производстве мебели ООО "Живые диваны" организован в недостаточном объёме.
Таким образом, ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, не допущено.
Доводы жалобы были предметом исследования суда и обоснованно отклонены, поскольку не опровергают наличие в действиях ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
Действия ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного санитарного врача территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области в Ногинском районе, городах Балашиха, Железнодорожный, Реутов, Черноголовка, Электросталь N 0134/09 от 3 марта 2014 года, решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2014 года, вынесенные в отношении ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" по делу N А41-16525/14 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу представителя ООО "ЖИВЫЕ ДИВАНЫ" Воробьева О.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 22 декабря 2014 г. N 305-АД14-5613
Текст постановления официально опубликован не был